Историческая роль

духовной культуры кочевых народов

Алтая и Центральной Азии

(для людей Алтая и Центральной Азии)

 

 

 

Роль Центральной Азии в XXI веке.

Идеал Бодхисаттвы

 как главного сокровища страны

 

 

 

 

 

Лекции Достопочтенного Тэрасавы Дзюнсэя

Учителя Буддийского Ордена Ниппондзан Мёходзи

 в Центральной Азии, России и Украине

29 и 22  июня 2003 года на Тянь-шаньском Месте Пути

для упасак и упасик из Кыргызстана и Алтая,

пригород Бишкека, Кыргызстан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

перевод с английского Сергея Коростелева

 

Историческая роль

духовной культуры кочевых народов

Алтая и Центральной Азии

(для людей Алтая и Центральной Азии)

 

Лекция Достопочтенного Тэрасавы Дзюнсэя

29 июня 2003 года на Тянь-шаньском Месте Пути

для упасак и упасик из Кыргызстана и Алтая,

пригород Бишкека, Кыргызстан

 

 

Вступление

 

Во время нашего пребывания на этом Месте Пути в этот раз довольно много людей приехало сюда, чтобы немного побыть вместе и практиковать. Особенно я приветствую наших гостей, приехавших несколько дней назад издалека, с Горного Алтая, и некоторые из них сегодня уже возвращаются на свою родину.

            Поэтому этим вечером я особенно хотел бы поразмышлять о важности Алтая и Центральной Азии.

 

 

Глубокодуховное отношение к жизни

 

            С древних времен Алтай почитался как колыбель духовной культуры Евразии и прародина многочисленных кочевых народов. Алтай был центром, от которого исходили и прокатывались по просторам всего континента непрерывные волны различных больших и малых народов с кочевым укладом жизни. Эти волны то поднимались над поверхностью великого океана Евразии, то затихали, но непременно оставляли свои неизгладимые следы на берегах ее истории. Есть обозримая история прошлого, и есть древнейшая доисторическая эпоха, есть история письменная и неписанная, но во все времена и на всем этом огромном пространстве влияние и роль кочевых народов в развитии человеческой цивилизации были огромны.

             Письменная, документальная история Евразии стала достоянием широкого круга людей совсем недавно. Это произошло вследствие археологических находок, научных исследований и многочисленных публикаций, а также благодаря изучению исторических записей и различных текстов из разных стран, таких как китайские летописи, буддийские сутры и трактаты, иранские, индийские, греко-римские источники. Но самое большое влияние, оказанное кочевыми народами на развитие всего человечества, не такое видимое и наглядное, оно не запечатлено в исторических летописях, его не найти в археологических раскопках, в письменах или знаках. Это не сооружение, не какое-то государственно-политическое устройство, не отдельно взятая религия. Это влияние не назвать просто философией, культурой, искусством, традицией или религией. Оно совсем другого рода, более изначальное.

            Я бы сказал, что это некое глубокодуховное отношение к жизни, к человеку, к природе. Такое отношение было общепринятым и широко распространенным по всей Евразии, оно оказало огромное и сильнейшее влияние на всю ее историю.

           

 

Непрерывный поток духовных странников

 

            Одним из важнейших признаков этого духовного отношения было существование людей1, которые все время странствовали в духовных поисках, не по каким то делам, не ради бизнеса, торговли, успеха. Их вела некая невидимая сила свыше и глубокий духовный мотив. Это не назвать даже шаманизмом. Просто были такие люди, много таких людей, которые выходили из дома, покидали родных и близких, оставляли родину и широко странствовали, или уединялись, уходили в горы, леса, жили в одиночестве посреди дикой природы. Но ими двигали не амбиции, не жажда успеха и достижений, не любопытство или безумие. Это были очень тонкие, чувствительные люди, они слышали какой-то невидимый божественный зов и, не противясь, отвечали на него. Всегда был негласный непрерывный поток таких людей, которые постоянно странствовали или уходили жить в одиночестве на природе. Временами они вдруг появлялись в городах и селах, приходили поведать людям свои откровения и снова уходили куда-то.

            И главное, что общество было готово принимать таких людей, внимательно слушать их наставления, рассказы, серьезно относиться к их словам, как к руководству в своей жизни и жизни своего сообщества, как к предсказаниям на будущее. На самом деле, таких людей всецело почитали, их слушали, перед ними открывали свои сердца, а их особые духовные послания чрезвычайно ценили.

             Эти люди проявляли себя по-разному, некоторые приносили в общество откровения необычайной мудрости, другие обладали сверхъестественной силой и видением, третьи были наделены непостижимыми способностями исцелять от недугов. Но никогда их движение не представляло собой цельного учения и не становилось оформленной религией. В течение очень длительного периода, с самых древнейших времен просто существовал поток таких людей, которые широко странствовали, обладали открытым сердцем и широким сознанием, приносили божественные духовные послания и вели за собой народ, который их ценил как зеницу ока. Тогда еще не было религий. Это движение не создавало догму, не учреждало организацию, а было естественным, природным, поистине духовным. Оно породило очень мощную единую духовную традицию и культуру, что наглядно проявляется в людях из самых отдаленных уголков Евразии даже сегодня.

           

 

Открытость и даяние

 

Еще одним их важным качеством была полная открытость ко всем духовным странникам, которые приносили с собой новые божественные откровения, глубокие духовные послания, и вообще, открытость ко всему новому, неизведанному, свежему, преходящему извне.

            Другой важнейшей стороной этой духовности было прославление не-обладания, т.е. отсутствие жажды иметь, владеть, обладать. Особо почиталось бескорыстие, щедрость, даяние, непривязанность к собственности. Совершить даяние, пожертвовать самым ценным и редким считалось особенно благородным и достойным. А самопожертвование всегда было высшим даянием. Такого рода духовная честь и благородство, связанные с даянием и самопожертвованием, всегда были очень мощным духовным принципом в общинной жизни народов Евразии.

 

 

Истинное самопожертвование

 

            Не жалеть своей жизни ради самого важного и ценного – вот что было, пожалуй, главной чертой этой всеобщей духовной культуры. Но это не было желанием умереть, побуждением к самоубийству. Радикализм камикадзе и террористов-смертников, будоражащий сегодня весь мир, - совсем не то же самое явление. Эгоизм их целей и насилия над окружающими делает их поступки низкими и недальновидными. Отдать всего себя, свое тело и жизнь, не причиняя никому вреда, но ради спасения жизни других – вот истинное самопожертвование, самоотверженность. Оно было самым благородным и наиболее почитаемым качеством.

           

 

Уважение и почитание

 

            И, наконец, еще одна важнейшая сторона той чистой изначальной древнейшей духовности – это уважение и почитание. Ребенку с молоком матери прививались уважение и почитание родителей, стариков, странников, носителей духовных посланий. Эти качества с самых древних времен пропитали всю культуру, обычаи, быт народов Евразии. Они не прививались искусственным воспитанием, образованием, религией. Они не передавались как нравоучение, доктрина, догма о том, что есть такой-то Бог, от него пришел такой-то посланник, проповедовал такую-то веру, и только если ее примите, то обретете такие-то заслуги, а если не уверуете, то Бог вас накажет. Никакой подобной догмы раньше не было. Все исходило от чистого глубокодуховного отношения к жизни, к природе. И передавалось это отношение естественно, из поколения в поколение, в памяти народной. А также его несли повсюду самим своим существованием те духовные странники.

 

 

Происхождение идеала Бодхисаттвы

 

            Одним из ярких примеров такого духовного отношения к жизни был когда-то в Центральной Азии многочисленный кочевой народ саков, выходцев из Алтая. Уникальная духовная культура этого и многих других еще более древних и неизвестных нам кочевых народов Евразии породило в конечном итоге красивый образ и идеал Бодхисаттвы в буддизме Махаяны. А также пример «вышедшего из дома»2, человека, не имеющего никакой собственности, не имеющего постоянного места жительства, имени, звания, титула, не занимающего никакого положения, должности, отказавшегося от почета, славы, заслуг. Он абсолютно кроток, прост и беден. Но мотивы и цели его наивысшие – спасти всех живых существ, обрести великую мудрость, достичь полного совершенства. Каким образом? Те же самые абсолютные принципы чистой духовности кочевников – уважение и почитание, полная самоотверженность, безусловное даяние, открытость и непрерывный поиск Пути. Все эти уникальные стороны духовной культуры кочевых народов напрямую проявились в идеале Бодхисаттвы буддизма Махаяны.

 

 

Деяния Бодхисаттвы

 

            Каковы деяния Бодхисаттвы?

Во-первых, - уважать и почитать, - все исходит только от этого. Уважать и почитать Учителя, поклоняться Учителю. Уважать и почитать родителей, поклоняться родителям. Уважать и почитать всех добрых друзей, поклоняться им. Поклоняться, уважать и почитать всех других подобных добрых странников.

            Во-вторых, совершать даяния, дарить, ничего не оставлять для себя, ничем не обладать, давать все, что есть. Чем большим жертвуешь, тем на более высокие ступени поднимаешься. Быть все более почтительным, все более простым, все более непритязательным. Жертвовать всем, чем можешь, дарить даже самое ценное, важное. В практике Бодхисаттвы все это описывается в деталях: он делает подношение даже глазами, руками, головой, своей плотью, костями, всем своим телом, а также жертвует своим  домом, женой, детьми, - всевозможные, даже такие непостижимые даяния совершает Бодхисаттва. И в конечном итоге, отдает свою жизнь.

 

 

Не догма, но мудрость и культура

 

По всей Центральной Азии сохранилось до наших дней множество произведений искусства буддизма Махаяны, особенно много находок и открытий сделано в Синьцзянь-Уйгурии, где находятся тысячи буддийских пещер с древними настенными росписями. Но важно не само это искусство или уникальные росписи, а тот дух, идеалы, истории, о которых они повествуют. В них отражены истории из джатак, рассказов о прошлых жизнях Бодхисаттвы. Все эти джатаки, сотни таких историй, описывают только одно – как Бодхисаттва жертвовал своим телом и жизнью ради спасения других, бескорыстно, самоотверженно, не думая о себе. Например, о том, как Бодхисаттва, будучи маленькой птичкой, пытался спасти множество животных в лесу, охваченном большим пожаром. Или о том, как Бодхисаттва, будучи слоном, закрыл своим телом как стеной других зверей от стрел безжалостных злодеев. Или о том, как Бодхисаттва, будучи оленьим царем, предложил свое тело человеческому царю в обмен за сохранение жизни беременной оленихи. Только такие рассказы, все лишь о том, как Бодхисаттва в теле человека или животного жертвовал своим телом и жизнью исключительно ради спасения чужих жизней. И все эти джатаки изначально появились из древних легенд кочевых народов, которые позже просто были переложены в виде историй о прошлых жизнях Бодхисаттвы. Именно поэтому с распространением буддизма эти истории стали особенно такими популярными по всей Центральной Азии.

            Весь этот идеал Бодхисаттвы ни имеет ничего общего с догмой, теологией, религией. Но именно в нем заключено самое важное учение, сама суть Махаяны. И в конечном итоге, на основе такой широкой и чистой духовности была развита самая высшая духовная мудрость человечества. Она выражалась просто – уважение и почитание всех живых существ, уважение и почитание всех духовных традиций, свобода от любой догмы, идеологии, доминирования, монополии. Такая широта видения и мудрости была однажды достигнута в Центральной Азии.

            Лотосовая Сутра, которая однажды отсюда дошла до Японии и которую мы с вами практикуем, является самим средоточием всей этой мудрости, проросшей из почвы того духовного отношения к жизни у кочевых народов Центральной Азии. А множество этих народов со своей духовной культурой произошли из Алтая, почитают его как свою прародину.

           

 

Осознать, пробудиться и заново открыть

 

            Для нас самым важным сегодня является то, что только такая духовность смогут исправить те страшные катастрофические ошибки и заблуждения современной цивилизации, которые поставили под угрозу само ее существование. Чем дальше люди заходят на пути научно-технического развития, чем больше хотят быть богатыми, большим обладать, иметь больше власти, выше положение, всем управлять, тем все больше они уходят в ложном направлении, разделяются, вступают в ожесточенную борьбу, убивают друг друга. Сегодня эти войны и конфликты происходят уже от имени религий. XXI век становится веком войн между религиями и цивилизациями. Вот что сегодня происходит.

            Единственный путь, как нам вылечить эту современную цивилизацию от всех ее тяжелых и опасных болезней, - это осознать, пробудиться и заново оценить то чистейшее духовное отношение и образ жизни, которыми так богата была Центральная Азия, которые исходили от нее чистым источником. Сегодня многие люди смотрят на этот регион как на наиболее отсталый. Развитыми центрами считают Лондон, Нью-Йорк, Вашингтон, Москву, Пекин, Токио. Говорят, что там прогресс, цивилизация. Но сегодня эта цивилизация поставила весь мир на край бездны, привела в тупик.

            Где же сила, способная отвратить от беды? Где лекарство, способное вылечить от болезни? Где настоящая новая/старая мудрость, способная спасти все человечество от конца света? Эта мудрость отброшена, забыта, потеряна. Но ее дух все еще жив в корнях духовности и образе жизни людей Центральной Азии.

 

 

Возвращение цветка лотоса к своим корням

 

            Возвращение Лотосовой Сутры на эту землю происходит согласно пророчествам. Это как возвращение цветка к своим изначальным корням. Лотосовая Сутра – наивысший цветок, выросший до самого совершенства, произошедший из этих духовных корней.

            «Эта Сутра – хорошее лекарство для людей Джамбудвипы… В последние пятьсот лет после моего ухода широко возглашай и распространяй ее в Джамбудвипе…» (глава 23 «Прежние деяния Бодхисаттвы Царь Врачевания» Сутры о Цветке Дзармы), т. е. в нашем мире и в наше время. И никакие злые силы, духи, призраки не смогут этому воспрепятствовать. Она – лучшее лекарство. «Если больной человек сможет услышать эту Сутру, его болезни сразу же исчезнут, он не будет стареть и не умрет…» Те, кто ее услышат, не будут пойманы жизнью и смертью. «Эта Сутра может всех живых существ отдалить от страданий и мучений. Эта Сутра может принести благо всем живым существам и исполнить их желания...» Эту Сутру, особенно в нашем веке, охраняют и защищают великие таинственные божественные силы. Она пройдет по миру и откроет новую страницу истории. Это страница пробуждения, возрождения, воскрешения самой главной духовной мудрости Центральной Азии.

           

            Вот мое духовное послание для тех, кто сегодня возвращается на Алтай. Желаю вам счастливого пути и всего доброго.

 

 

 

 

*    *    *

Роль Центральной Азии в XXI веке.

Идеал Бодхисаттвы как главного сокровища страны

 

Лекция Достопочтенного Тэрасавы Дзюнсэя

22 июня 2003 года на Тянь-шаньском Месте Пути

для упасак и упасик из Кыргызстана и Алтая,

пригород Бишкека, Кыргызстан

 

 

            Сегодня, в это воскресенье, несколько наших близких друзей смогли приехать из Бишкека на это горное Место Пути. Я очень этому рад. Целый день мы провели вместе, и это было очень приятное время. Еще раз добро пожаловать.

           

            Когда-то, давным-давно, у Центральной Азии была своя Золотая Эпоха. Это было временем, когда Центральная Азия стала духовным лидером и Учителем для всего остального мира. На самом деле, нынешние мировые религии, о которых нам известно по священным писаниям и преданиям, имеют свои глубокие духовные корни из тех далеких незапамятных времен Золотой Эпохи Центральной Азии.

            В ту эпоху эту часть света называли Кушаны. Кушанским царством называлось государственное образование, основанное здесь одним из кочевых народов, выходцев этого региона. В Китае в исторических летописях этот народ, равно как и созданное им царство, называли Юэчжи, причем были Великие Юэчжи и Малые Юэчжи. Их территорию в целом называли “Страной Лунного Рода”. Эта страна просуществовала с I в. до н.э. по IV-V  в. н. э. и ее рассвет продолжался несколько столетий, довольно длительное время. Во времена самого рассвета территория этой страны включала целую нынешнюю Синьцзянь-Уйгурию, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, большую часть Казахстана, а также Афганистан, Пакистан и всю Северную Индию. У этой страны была огромная территория, хоть и разделенная крупными горными массивами.

            Кушанское царство самим своим существованием несло великое духовное послание, благую весть высочайшей человеческой мудрости, распространяло ее на Запад – вплоть до Рима, еще до рождения Иисуса Христа, и на Восток – до столицы Китайской Империи. Кушаны стали центром, гармонизирующим все соседние цивилизации с четырех сторон света: индийскую, иранскую и греко-римскую (эллинизм), китайскую и кочевническую. Сами же Кушаны вмещали в себя элементы всех этих цивилизаций.

            То, что Иисус Христос открыл и проповедовал на Ближнем Востоке для народа Палестины, было на самом деле ни чем иным, как Благой Вестью высочайшей духовности, развитой в Кушанах. Одновременно эта же духовная мудрость распространилась в восточной направлении и пришла в Китай. На протяжении всей своей истории китайская цивилизация никогда не считала себя учеником, ни перед кем не становилась в положение ученичества, а наоборот, всегда Китай считал себя Учителем, Наставником, более развитым, чем другие, и все вокруг должны были приходить и учиться у нее. На самом деле, как правило, так оно и было. Но в этом особом случае, во времена Золотой Эпохи Кушан, весь Китай занял положение ученика и прилежно постигал глубокую духовную мудрость, которую передавали ему народы Центральной Азии. Зачастую эту мудрость несли буддийские монахи, выходцы из Центральной Азии, и поэтому сегодня тот процесс передачи называют распространением буддизма. Но в те времена это не было религией. Это была чистая всеобъемлющая духовная мудрость, универсальное вселенское послание о мире. И где бы те монахи ни странствовали, неся с собой такую Благую Весть, повсюду это вело к духовному слиянию и взаимообогащению, к расцвету коренных культур и местных духовных традиций, к новым виткам эволюции человеческого общества и цивилизации. Безо всяких столкновений, конфликтов, насилия, войн, без завоеваний и обращения в свою веру. Не было разделения на правоверных, православных и неверных, никаких завоевателей и покоренных. А только гармоничное развитие высокой и широкой мудрости, созидание сокровищ духовной культуры человечества. Волны таких духовных посланий покрыли Китай и, наконец, дошли до самого крайнего предела Евразии – до моей страны, Японии. Этот процесс был неторопливым, постепенным и занял примерно 400-500 лет. То есть от начала рассвета Центральной Азии в I  в. н.э. и до прихода ее духовных посланий на японские острова в V-VI в. н.э.

Самой сутью духовной мудрости этих посланий являлся идеал Бодхисаттвы. Как писал один из родоначальников буддизма в Японии Великий Учитель Сайтё: «Что является главным сокровищем страны? Главным сокровищем страны является Бодхисаттва». Кто же такой Бодхисаттва? Это тот, кто посвящает всего себя и стремится к спасению всех живых существ, к созиданию Чистой Земли в этом мире. С самого начала распространения буддизма в Японии главным сокровищем страны считалось не ее богатство, не природные ресурсы, не военная сила, не технологии и науки. Главное, что приводит страну к наивысшему уровню развития и процветания – это наличие в ней бодхисатв. В этом ее ценнейшее достояние.

Еще с тех давних времен все последователи буддизма Махаяны в Японии верили, что в «век конца Дхармы» это послание возвратится на свою изначальную землю. И наше с вами здесь сегодня присутствие и практика этого учения, произошедшего отсюда, - есть ни что иное, как осуществление этого пророчества. Всеобъемлющая универсальная мудрость, которая однажды, около 2000 лет тому назад, распространилась по десяти сторонам света, но затем была утеряна, сегодня возвратится на свою исконную землю. Так гласит пророчество, которое само является частью этой универсальной мудрости по имени Лотосовая Сутра. Оно заключено в сравнении-притчи из ее 16-ой главы о «возвращении отца домой». Мы все здесь с вами собрались согласно этому древнему пророчеству.

Центральной Азии предстоит заново открыть для себя свое богатейшее наследие и свою духовную мудрость. Очень важно, чтобы люди Центральной Азии заново прозрели к этой мудрости, которая однажды привела всю Евразию к такому расцвету и которая сегодня должны возвратиться в эту часть света и спасти весь мир. И важно знать, что если не возродить и не показать ее людям, но окончательно утерять эту мудрость, то сегодня религиозные войны ввергнут весь мир в пучину великого огня. Если не удастся показать истинное всеобщее единство, то неправильное понимание религии приведет все цивилизации к столкновению. Изначальная всеобъемлющая мудрость Центральной Азии может все умиротворить, сгармонизировать, проявить глубинное единство всех духовных истин, традиций, религий. Только по этой одной великой причине Лотосовая Сутра сегодня возвращается в Центральную Азию, как это и предсказано.

Мы живем во времена больших перемен, на наших глазах создается история, зарождаются целые страны. Но опять же, чем они будут сильны, богаты, известны? Своими технологиями, политической системой, экономическим развитием, природными ресурсами, военной силой? Или чем-то совершенно иным?

Главная опора страны – это Бодхисаттва – тот, у кого нет личных интересов, кто стремится к высшей мудрости, кто обретает ее и воплощает ее в жизнь ради блага всех живых существ, ради созидания Чистой Земли в этом мире. Благодаря Бодхисаттве возникает подлинно духовная цивилизация и культура всеобщего мира. Благодаря Бодхисаттве и сегодня возможно предотвратить мировую войну, которая если начнется, то с этой части света. Ее знаки уже можно увидеть в Ираке, в Палестине, в Иране, в Афганистане, в Пакистане, в Индии, в Тибете, в Синьцзянь-Уйгурии. Повсюду из-за различия в религиях и культурах сегодня распространяется пламя, которое может перерасти в один великий пожар. Нужно не дать этому случиться.

И снова, важнейшую роль здесь должна сыграть Центральная Азия. Снова отсюда должна появиться спасительная целительная высочайшая духовная мудрость. И в этом состоит работа Бодхисаттвы. Он может быть один или их может быть много. Но от него зависит судьба его страны и всего мира. Поэтому, Бодхисаттва – настоящее редкое сокровище.

 

 

 

*   *   *



1 На Алтае их называли батарчи – «духовный странник с чашей для подаяния», в Индии – бхикшу - «нищенствующий» (синоним буддийского монаха), или шраман – «странствующий в духовном поиске», от которого, предположительно, позже произошло слово шаман. Сравните также с суфийским дервиш.

 

2 «Вышедший из дома» - синоним буддийского монаха.

Hosted by uCoz