Значение главы «Девадатта»

(утром 28 сентября 2004 года, Тянь-шаньское Место Пути, Киргизия)

Глава «Девадатта», которую мы сегодня читали, содержит Учение, имеющее очень большое значение. Особенно та ее часть, где говорится о прошлой жизни Будды Шакьямуни, как он постигал Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё. Эта история о настоящем смысле нашей жизни, жизни «вышедших из дома».

Будда искал Лотосовую Сутру неисчислимые кальпы и никогда не уставал от этого. Ему это не надоедало, и он никогда не останавливался на полпути. Будда без конца искал Лотосовую Сутру в течение бесчисленных кальп. Об этом он говорит в начале главы: «… В течение неисчислимых кальп я искал Сутру о Цветке Дхармы и не было во мне лености и усталости».

И далее, чтобы спасти всех живых существ, всех людей, Будда практиковал даяние, в котором и заключается настоящий смысл жизни «вышедших из дома». Будда, никогда не прекращая искать истину в сознании, непрестанно все отдавал. Даяние – значит отдавать все, будь то внешнее или внутреннее, делиться своим внутренним миром и всем что у вас есть материальным, включая свое собственное тело. Ничего не оставлять себе. Здесь два аспекта: не останавливаться в поисках и не останавливаться в даянии. Никогда не думать на середине пути: «Я постиг это и на этом остановлюсь. Я удовлетворен тем, что сделал и обрел. Вот Лотосовая Сутра, я изучил ее и понял». Так останавливаются на полпути. На таких мыслях останавливаются, с этой точки начинается падение, отсюда возвращаются к тому, с чего начали, или уходят с Пути. Но Будда никогда не удовлетворялся достигнутым, никогда не уставал. В сознании никогда не прекращал постоянный поиск. Все глубже и глубже, все выше и выше.

Что такое ступень бодхисаттвы авайвартики – «никогда не возвращающегося назад»? Во-первых, в сознании никогда не падать, никогда не допускать компромиссов, никогда не останавливаться, искать без конца. Во-вторых, никогда не останавливаться в практике тела, думая: «Я все сделал, этого достаточно, я отдал это, и хватит». Здесь нет места для «хватит». Отдавать все что есть внутри и снаружи, ничего не оставлять себе, все отдавать и отдавать. Ради людей, ради всех живых существ, ради всех форм жизни. Никогда не прекращать поиск Лотосовой Сутры и никогда не оставлять что-то для себя, все-все отдавать. Такова практика. И третье, самое трудное. Есть так называемые ичхантики – те, кого труднее всего спасти, кто против истины, кто убивает людей, кто убивает родителей, кто всегда неблагодарен и ненавидит истину. Любая работа бодхисаттвы рождает в них злобу и зависть. Их труднее всего спасти, но именно в них нужно увидеть природу Будды. «Пока все живые существа не будут спасены…» – это значит увидеть природу Будды в тех, кому суждено попасть в ад, в имеющих адскую природу, служить им до конца и почитать их. Самых трудных, отвергнутых всеми сутрами кроме Лотосовой. Разрушающих добрые «корни» и разрушающих Истинную Дхарму, не имеющих никакой возможности достичь состояния Будды. Но только в этой главе Лотосовой Сутры «Девадатта» Будда сказал, что он сам учился этой Сутре у ичхантика-Девадатты. Такая она – Лотосовая Сутра.

И нужно идти по этому пути до конца, никогда не переставать учиться у самых трудных людей, у тех, кто пытается убить вас, кто хочет разрушить Дхарму и Сангху, даже в них видеть природу Будды. Даже у таких людей учиться Дхарме и служить им. Сам Будда таким образом обрел Лотосовую Сутру, и благодаря силе этой Сутры каждый теперь станет Буддой. Все это значит, что нет мира низшего, нет больше ада. Если больше не существует ада, то нет больше и мира животных, мира голодных духов и мира асур. В Лотосовой Сутре исчезают три плохих пути, на их месте покоится Вечный Мир Будды. Это становится возможным лишь благодаря бесконечному даянию, никогда не прекращающемуся на полпути, до полного проявления природы Будды во всех живых существах. Это нужно воплощать в жизнь не теоретически, не как доктрину. В своем сознании всегда без остановки искать, и никогда не останавливаться в практике даяния. Не удовлетворятся, думая: «Я уже сделал достаточно. Этого хватит». Если мы останавливаемся на полпути, то падаем вниз. Всегда нужно служить тем самым трудным людям, потому что в этом истинная практика Лотосовой Сутры. Для этого сегодня мы стали «вышедшими из дома».

Царь отдал дворец, семью, престол, свое собственное тело, свои глаза, свой костный мозг, все, что у него было. Он отдал все, что принадлежало ему. В таких деяниях заключен дух «вышедшего из дома». Что делает этот «вышедший из дома» потом? – Странствует с барабаном и повсюду ищет Лотосовую Сутру. Никогда не останавливается в одном месте, продолжает искать до конца, продолжает непрестанно отдавать и служить до тех пор, пока не выявится природа Будды в самом низшем существовании. Для этой цели живем мы, «вышедшие из дома». Не для своего спасения, не для своего комфорта, не для того чтобы построить для себя храм и жить в нем, думая, что этот храм принадлежит нам. Жить там и никогда не покидать его, не странствовать по всем сторонам света было бы остановкой и падением, потерей пути. Мы не стремимся обрести состояние архата, соблюдая 250 заповедей винаи, что только и должны делать бхикшу «вышедшие из дома», как буддисты обычно думают. Если жить так, то уже не будет сознания «вышедшего из дома». Такие монахи ищут только собственный комфорт, ищут только личное освобождение и обретение состояния архата. Такова практика учения тхеравады. Следующие ему монахи спокойно медитируют где-то в джунглях или в пещерах, но лишь ради своего собственного освобождения, своей «реализации». Практика Лотосовой Сутры и жизнь «вышедшего из дома» не имеют ничего общего с жизнью в храме, с медитацией направленной на личное освобождение. Наш образ жизни «вышедших из дома» означает, что мы ищем истинный смысл Лотосовой Сутры по всем сторонам света, и делаем это не ради себя, не для личной цели. Как спасти всех живых существ? Как спасти свою страну, свою родину? Вся наша жизнь «вышедших из дома» посвящена такому устремлению.

Такого рода странники существовали еще до появления буддизма. В древности такая неповторимая духовность была распространена по всей Евразии. Еще до появления буддийских бхикшу уже были такие искатели духовного пути, которые отказывались от всего, отдавали все ради поиска истины. Они размышляли о том, как излечить людей, как направить народ на правильный путь. Для этого они оставляли семью, оставляли дом и больше никогда не жили в одном месте. Такие Учителя, искатели духа принадлежали к очень древней традиции странников. В те времена была культура уважения к таким странникам и культура поддержания их жизни. Люди знали о том, что в любой момент в их дом может прийти такой странник, и двери для него держали всегда открытыми. Если странник посещал чей-то дом хотя бы на один день, все знали, что этим он оказывает великое благодеяние принимающей его семье. Всегда вдоль крупных дорог сажались большие деревья, чтобы в их тени могли отдыхать странники. Чтобы они могли утолить жажду, создавались колодцы и источники с чистой питьевой водой. Спилить дерево, загрязнить источник или колодец считалось большим грехом, потому что они предназначались для тех странников. Эти духовные традиции были очень сильны и не обязаны своим появлением буддизму, а еще гораздо раньше были распространены по всей Евразии. Такая духовная культура существовала испокон веков еще до зарождения буддийской Сангхи. И позднее, жизнь в Сангхе была основана на этой духовной традиции странников.

Сам Будда в Лотосовой Сутре показал на своем личном примере как нужно изучать эту Сутру и как нужно ее искать. Будда показал лучший пример жизни «вышедшего из дома». Никогда не прекращать поиск в сознании и никогда не останавливаться в практике даяния. До конца, без остановки служить самым низшим мирам, пока в них не проявится природа Будды.

История из этой главы заканчивается так. Было предсказано, что Девадатта станет буддой и всегда будет проповедовать Чудесную Дхарму. После его паринирваны для его шариры будет воздвигнута ступа из семи драгоценностей. Шарира это просто материя, останки тела, которые уже не могут произносить проповеди Дхармы. Но многочисленные живые существа уважают и почитают эти останки, эту материю, и все связанные с ними добродетели и мудрость, делают им подношения разнообразными благовониями, цветами, музыкой, одеждой, драгоценностями, и поклоняются им. И благодаря таким деяниям эти бесчисленные существа обретают такие же блага как если бы слушали Чудесную Дхарму от самого Будды. В этом состоит еще одно неповторимое свойство Учения Лотосовой Сутры. Материя это не просто прах, шарира это не просто останки. Шарира содержит все добродетели беспредельных корней и плодов Будды.

В этом заключено отличие от монотеистических религий. В них тело, материя рассматриваются лишь как сотворенное, поэтому в ней не видят ничего в высшей степени святого. И бог может разрушить всю землю вместе со всей существующей на ней жизнью. Такова может быть его кара. Такое представление происходит от сильного страха и глубоких разделений. Только бог свят, а все вещи созданные им далеко не священны, и ими можно пренебрегать. На самом же деле шарира, даже мертвое тело, даже вся материя – все само по себе есть тело Будды, все божественно, все вмещает корни и плоды Будды. В космосе существуют материя и жизнь, существуют рождения и смерть, все, включая живую и неживую природу, существует в космосе на уровнях мира желаний, мира форм и мира без форм. Все это, вся вселенная, весь космос являются одним Неделимым Телом, одной ступой, и все достойно подношений и поклонения.

Благодаря благам от таких деяний мы достигаем ступени бодхисаттвы «никогда не возвращающегося назад». Мы не изучаем никаких догм и теорий, а только поклоняемся этой материи – шарире и ступе, которые олицетворяют весь космос, как одно единое целое, являющееся телом Будды. Все, что существует во вселенной, уже содержит в себе и корни, и плоды Будды. И важно поклоняться всему и делать подношения. Поступая так, мы уже оказываемся на ступени бодхисаттвы «никогда не возвращающегося назад». Такое очень важное и уникальное учение есть только в главе Лотосовой Сутры «Девадатта». В этой главе объясняется вся наша практика.

Почему мы следуем жизни «вышедших из дома»? Не по тем соображениям, каким обычно следуют буддийские монахи. Люди могут нам сказать: вы не храните никаких заповедей бхикшу, вы не живете в храме, вы не получили линию преемственности по винае. Люди могут нам так сказать. Но наша практика исходит напрямую от практики самого Будды Шакьямуни описанной в Лотосовой Сутре. В ней настоящая суть традиции истинных странников духа, которая гораздо древнее самого буддизма. Даже ислам, христианство и иудаизм в действительности выросли из этих духовных корней. Это относится к пророкам, которые все на самом деле были такими же странниками духа. Они принесли свои послания, чтобы направить народ к истине, излечить его. Иудаизм, христианство и ислам, хоть и произошли из этих духовных корней, но уже давно утеряли их.

В буддизме же до сих пор сохраняется истинный смысл существования Сангхи «вышедших из дома». Правда, по-настоящему он сохраняется лишь благодаря этой главе «Девадатта» из Лотосовой Сутры. Только через нее мы можем понять, что значит быть «вышедшим из дома». В этой главе исчезают разделения на тех, кто попадет на небеса, и тех, кто попадет в ад, на верующих и неверующих. Наша практика не прекратится ни на миг, пока даже в самом трудном человеке не проявится природа Будды. В этом истинная духовность. К сожалению, все религии сегодня наоборот стали барьерами, разделяющими людей на верующих и не верующих, на тех, кому обещано попасть на небеса в рай, и на тех, кому обещано попасть в ад. Поэтому тех, кому уготовлен ад, можно карать и убивать. Но это ложно. Сегодня на примере Лотосовой Сутры нам нужно показать, как можно излечить мир от самых опасных болезней.

перевод: Алексей Шмыгля

набор: Сергей Селиверстов

редакция: Сергей Коростелёв

Hosted by uCoz