Помнить о наивысшем устремлении

(утром 10 октября 2004 года, Тянь-шаньское Место Пути, Киргизия)

Послезавтра 12 октября наступит день ухода из мира великого махабодхисаттвы Нитирэна. Хотелось бы посвятить весь этот день непрерывной практике без голодания. Просто целый день бить в барабан, проводить практику с перерывом для еды. 13-го утром мы проведем церемонию, специально посвященную уходу Нитирэна. И одновременно пройдет посвящение в монахи, о чем меня просили Сергей-Доктор и упасика c Алтая. Я готов провести для них эту церемонию.

Однако надо сказать, что появление бхикшуни на Алтае - это очень важный шаг. В распространении Дхармы там предстоит еще долгий путь, чтобы созрели все условия, связанные с культурными особенностями и с ситуацией в целом. Там не как в Москве, Киеве или других местах Украины. Потому что алтайцы, хоть и небольшой народ, сохранили особое духовное осознание себя как единого целого, как древнего народа. Поэтому выбор духовного пути одним человеком там будет иметь очень глубокие и большие последствия, которые повлияют на все общество, на весь народ в целом.

Будда Шакьямуни долгое время не разрешал женщинам становиться бхикшуни, монахинями, вступать в Сангху. Это было в самом начале существования Сангхи. Махапраджапати, приемная мать Сиддхартхи, заботившаяся о нем после смерти его родной матери, пришла к нему, когда он стал Буддой Шакьямуни, вместе с ней пришла и его бывшая жена Яшодхара. Они попросили у него разрешения стать монахинями. С ними пришло очень много женщин из рода Шакьев, которые также хотели следовать за Буддой и стать бхикшуни монахинями. Но на их многократные просьбы в раннюю пору Сангхи Будда отвечал отказом. Потому что если в Сангхе появятся бхикшуни, время пребывания Дхармы в мире уменьшится вдвое. То есть, если Дхарме суждено пребывать 1000 лет, из-за появления бхикшуни в Сангхе она просуществует только 500 лет. Такова слабость человеческой природы. Так говорил Будда. Он сделал такое серьезное замечание, основываясь на том, что он видел своим совершенным Глазом Мудрости. Поэтому в раннеюю пору Сангхи Будда не хотел, чтобы бхикшуни вступали в Сангху. Каждый раз, когда женщины приходили и скромно, смиренно просили об этом, Будда отказывал. У нас в Харькове опыт с появлением бхикшуни, к сожалению, был также неудачен. Я предупреждал, что ситуация для этого не созрела. И сейчас Сангха в Харькове почти исчезла. Такая проблема здесь существует. И то, о чем беспокоился Будда, относится сегодня и к нам на очень ранней поре появления Сангхи здесь и на Алтае.

Конечно, из многочисленных всех Сутр только Лотосовая Сутра заверяет всех без различий: упасак, упасик, бхикшу, бхикшуни, - в том, что благодаря практике этой Сутры они станут буддами. И так как Лотосовая Сутра предсказывает то, что и бхикшуни также станут Буддой, они обязательно должны иметь место в Сангхе Лотосовой Сутры.

Но надо всегда помнить об особых обстоятельствах, из-за которых Будда беспокоился. Почему он не разрешал так долго бхикшуни вступать в Сангху? В конце концов, Будду уговорил пойти на это Ананда: «Будда, ты имеешь равное ко всем сострадание. Так почему не позволяешь женщинам стать бхикшуни?» Будда поддался на уговоры Ананды и разрешил бхикшуни войти в Сангху. Но перед этим Будда поставил очень серьезные условия. Бхикшуни никогда не может возглавлять Сангху. Даже если у бхикшуни 50 лет монашества, она много лет училась и много понимает, она все равно должна быть позади бхикшу, даже если он монах только один день. Бхикшуни не может посвящать в монахи или монахини, только бхикшу может это делать. Возможно, если вы накопите богатый опыт и большие добродетели, лет через 20 у вас могут появиться ученики. Конечно же, бхикшуни может учить других. Проповедовать Дхарму, быть Учителем Дхармы могут все, будь то бхикшу, бхикшуни, упасака или упасика. Но посвящение, являющееся продолжением линии преемственности Сангхи, бхикшуни не может проводить.

На Алтае еще очень мало людей понимают Лотосовую Сутру. К тому же я на данный момент не могу приехать на Алтай и взять на себя ответственность за рост Сангхи там. Поэтому важно, чтобы люди с Алтая при первой возможности приезжали ко мне и как можно больше учились и практиковали. Когда вы вернетесь на Алтай, соблюдайте следующее важное правило. Бхикшу всегда должен быть впереди, а бхикшуни позади него. На Алтае уже есть один монах – Саша. Хоть он и очень молодой монах и не очень активный, все же он является монахом и моим учеником. Помогайте друг другу и поддерживайте друг друга, соблюдайте уважительные и гармоничные взаимоотношения. Это очень важно, в этом вся суть Сангхи. Конечно, вы самостоятельно можете создать Место Пути и учить людей. Но если приходит монах, бхикшуни всегда должна быть позади него. Так же на данный момент бхикшуни не может делать посвящения для новых учеников, по крайней мере, пока я не дал на это согласия. Линия преемственности – это очень серьезное дело, продолжать ее может только бхикшу.

Это очень ясный принцип, установленный самим Буддой. На самом деле, в Шри-Ланке, Таиланде, Бирме Сангха бхикшуни исчезла уже давно. В Непале, правда, странным образом, бхикшуни больше чем бхикшу, и они следуют там тхераваде, при том что в их странах тхеравады нет. Но на деле женщины имеют более сильные преданность, убежденность и терпение. И есть великие примеры в современной истории того, как бхикшуни вели большую работу Дхармы, в том числе и в истории Ниппондзан Мёходзи. Итак, появление бхикшуни - это очень важное событие и очень тонкое дело для будущего Дхармы на Алтае.

Сергей Дана-парамита и Руслан из Бишкека, вам также стоит задуматься о том, чтобы стать монахами. Но это очень серьезное дело. И если нет сильного намерения, лучше не становиться монахом. Только после того, как вы будете уверены в своей готовности и силе своего намерения, вы можете решиться на этот шаг. Я всегда готов дать вам посвящение. Но исходить это должно из ваших подлинных и сильных решений, от собственных намерений и уверенности. Что важно, так это четко увидеть, в чем смысл вашей жизни. Для вас самих это должно быть очень ясно. Главное в жизни – это не расчетливо думать о том, "что может быть для меня лучше?" или "какой образ жизни мне вести?" К самому важному делу в жизни нельзя подходить с расчетом. Половинчатое сознание не принесет ничего хорошего, чем бы вы ни занимались. На самом деле не так важно, во что вы одеваетесь, что вы едите, где живете и чем занимаетесь. Но важно – в чем смысл вашей жизни? Чего вы хотите достичь? Чему вы хотите посвятить всю свою жизнь? В чем состоит главное дело вашей жизни? Это вы для себя должны прояснить. Таким образом принимают правильные решения. И это одинаково относится ко всем, будь то бхикшу или бхикшуни, упасака или упасика.

В чем смысл практики Лотосовой Сутры? Почему вы практикуете? По какой причине вы храните Лотосовую Сутру и произносите Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё? Наивысший смысл этого всегда должен быть ясен. Только таким образом можно спасти и защитить себя от любого мары. Это направит вас на правильный путь, на котором все будды, бодхисаттвы, боги, драконы будут защищать и помогать вам. И тогда наша практика принесет благо этому миру. Если у вас нет такой твердой уверенности в том, зачем нужно хранить Лотосовую Сутру в этом мире, то, как бы вы ни практиковали, это не принесет благо. У вас не будет защиты, ни один из небожителей не поможет вам и ни один будда не одобрит вас. И тогда вы потеряете правильный Путь, падете , сойдете с него. Находиться на тупени авайвартики – это значит, что бы ни произошло, ни за что не останавливаться в своем продвижении по правильному Пути, никогда его не терять. Это достигается, когда есть наивысшие устремления, когда знаете, зачем каждый день вы произносите Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё.

В чем смысл хранения Лотосовой Сутры? Что Будда говорит в Сутре? Зачем в этот век воплощать в жизнь Лотосовую Сутру? Чтобы ответить на эти самые серьезные вопросы, необходимы сильное намерение и глубокие знания, необходимо открыть в себе мудрость и видение. И только после этого вы не падете, не сойдете с Пути, какой бы мара ни пришел к вам, какую бы ошибку вы ни допустили. Потому что Будда удержит вас на правильном Пути и все боги будут всегда защищать вас. И тогда ваша практика принесет благо миру, в ней на самом деле будет огромная сила. Такое устремление является зеницей ока нашей ежедневной практики. Всегда нужно помнить, зачем мы храним эту Сутру. Такая твердая уверенность не связана с теорией, просто изучая доктрину, вы не сможете такую уверенность обрести.

Мгновение нашего сознания, хранящего Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё, сотворит всю вселенную. Из мгновения нашего сознания появляется мир Будды. Нашим сознанием, хранящим Лотосовую Сутру, путем произношеесения Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё мы созидаем новый мир. Из нас появится новая Япония, из нас появится новый Китай, из нас появится новая Индия, из нас появится новая Украина, из нас появится весь новый мир, из нас появится вся новая вселенная, из нас появится Земля Будды. В этом значение хранения Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё.

Я прибыл в Москву как раз во время развала Советского Союза. Он был основан на научном коммунизме, новой теории современной философии, берущей начало из Европы от Гегеля и развитой потом Марксом и Лениным. В ней утверждается, что вся жизнь - это битва, где побеждает сильнейший, а слабый погибает. Раньше сильнейшими были помещики, церковь, царь, капиталисты, а теперь сильнейшим будет пролетариат, который в конце концов только один выживет в борьбе. Так излагал историю Карл Маркс. По его мнению, в истории всегда в свои руки брал власть сильнейший. Таким образом, развитие истории в конце концов ведет к тому, что сильнейшим будет пролетариат, который уничтожит капитализм, захватит всласть, и тогда наступит рай. Такой совершенно примитивный и ложный взгляд на жизнь заключен в научном коммунизме. Эта идеология предлагалась от имени науки. Этой идеологией всем религиям закрывали рот. Утверждали, что все религии, в отличие от науки, являют собой примитивный, старый образ мышления и не знают ничего о научных методах. Поэтому в новом веке наука будет направлять наше сознание. Наука же говорит, что всегда побеждает сильнейший, а слабый погибает. Так, мол, развивалась человеческая история. Сильнейшими были жрецы, шаманы, помещики, церковь, цари, капиталисты, и в конце концов придет пролетариат, который уничтожит всех других. Это называют революцией. Но такая теория, на которой держался СССР, поверглась в прах, потому что она была не истинной. То же самое и со всеми современными государствами, все их эксперименты провалились.

Соответствуют ли действительности демократия и капитализм при нынешней системе государства? Они всегда ведут к борьбе и войнам, к покорению или уничтожению других народов и стран от имени религии, бога или от имени демократии и по каким угодно другим причинам. И всегда «демократы» и капиталисты приходят как миссионеры со словами: «У нас есть новая система государства, это лучшая система, это новая модель общества. А вы варвары на задворках Земли, ничего не понимаете. Поэтому мы пришли к вам, чтобы учить вас и помогать вам, чтобы вы повторили нашу модель». Такая идеология западной цивилизации сегодня распространилась по всему миру. И даже мусульманские страны на самом деле не следуют исламу. Они лишь имитируют западную систему. Даже, например Пакистан или Иран, называющиеся исламскими государствами, в действительности же в точности следуют этой западной модели, в которой все, даже люди, рассматриваются как часть механической системы. И западная цивилизация до сих пор верит, что их система является лучшим утешением для всех народов. Если вы попадете к лидераовм Европы или к Джорджу Бушу, то вот что вы услышите, как они говорят: « Мы знаем все, а вы ничего. Поэтому слушайте, что мы вам говорим. Если последуете нашей модели, мы поможем, а если не последуете нашей модели, значит вы варвары, террористы, и мы накажем вас, уничтожим». Такое у них отношение. Из такого сознания новая страна не появится.

Я заложил появление нового мира, когда я приехал в Москву и начал там практиковать там, чтобы заложить появление нового мира, общества с новым мышлением. Позже из этой практики появилась Сангха. Вот этом причина, по которой я решил остановиться в Москве. Это и называется Риссё-анкоку.

Лотосовая Сутра раскрывает это три тысячи таковостей в одном мгновении мысли. Все десять миров появляются из одного мгновения нашей мысли, хранящей Лотосовую Сутру. Наше сознание может сотворить ад, может сотворить мир голодных духов, мир может сотворить животных. Наше сознание порождает ядерную войну, борьбу и джихад. Все одинаково происходит из нашего сознания. Из него также происходит Истина, оно же может сотворить истинное государство, Чистую Землю Будды. И только последовав таким Истинным Путем, можно отплатить благодарностью за то, что мы родились, за то, что у нас есть родители, за то, что у нас есть родина, за то, что у нас есть своя культура и традиция. Все это в целом, такое, какое оно есть, нам нужно привести к совершенству, единству, в котором нет насилия, войн, нет и убийств.

Такая мудрость проявлена только в Лотосовой Сутре. И в нашем сознании уже есть сила, которая позволит нам хранить Лотосовую эту Сутру. В этом причина того, что мы епрактикуем. И благодаря этой силе истинный народ и истинная страна должны быть созданы. Все происходит из нас самих. И для этого у нас все необходимые силы и мудрость.

Если мы четко видим эту причину и цель и верим в них, только тогда мы по-настоящему сможем хранить эту Сутру. Только тогда наша практика будет приносить благо. И ни один мара не сможет победить нас, когда мы готовы пожертвовать своей жизнью ради этого. Вот тогда мы по-настоящему сможем хранить истинную линию преемственности Вечного Будды Шакьямуни, которую мы получили от него напрямую, а не от «посредников». Тогда мы истинные сыновья Будды. Так сказал сам Татхагата в гатхе 11-й главы Лотосовой Сутры:

«Тот, кто в грядущие века

Будет способен читать и хранить хранит эту Сутру, –

Истинный Сын Будды …».

Хранить эту Сутру – сегодняшнее предназначение бодхисаттв, выпрыгнувших из-под земли. Мы не сойдем с Пути и никогда не будем побеждены марой. Мы не должны потерять эту цель.

Если же вы ее потеряете, то будете практиковать и делать все остальное по привычке, лишь пока у вас будет крыша над головой, пока будете получать подаяние, пока у вас будут какие-то удобства, до тех пор, пока у вас это будет, вы сможете хранить. Если же у вас всего этого не будет, крыши над головой, если вы не сможете получить никакой еды, если у вас не будет удобств, то вы оставите эту практику и начнете другую практику, более выгодную.

Как правило, хранят эту Сутру, лишь пока не встречают никаких особых трудностей. Но когда приходят трудности, все разбегаются. Многих людей я посвятил в монахи, но все они ушли, оставили монашество, не смогли хранить, когда пришли трудности. «Мне нужно работать. Мне нужны деньги, ведь у меня есть семья», – как будто вспомнили они. Думая так, они забыли обо всем. Потому что с самого начала у них не было цели, они изначально не поняли, в чем смысл хранения Лотосовой Сутры. Поэтому иногда люди не могли хранить Сутру больше одиного дня. Могли хранить, пока не было трудностей, внутренних или внешних. Но как только появились проблемы, тут же ушли, как зайцы. Они не смогут взойти на ступень «никогда не возвращающихся назад», потому что цель хранения Сутры была не истинна. Поэтому практика не приносила никаких благ.

Хранить эту Сутру даже одно мгновение действительно трудно. Воистину это так.

перевод: Алексей Шмыгля

набор: Сергей Селиверстов

редакция: Сергей Коростелёв