Значение практики в спокойствии и уединении.

Важность мягкой и почтительной речи

 

( утром 11 октября 2004 года, Тянь-шаньское Место Пути, Киргизия)        

 

 

День моего отъезда становится все ближе. Наверное, уже 15-го или 14-го октября я отправлюсь в поездку через Китай в Японию. Это было для меня очень спокойное ценное время, чтобы учиться и размышлять. Такого времени у меня давно уже не было. Я благодарен всем вам, особенно тем, кто приехал издалека, за то, что мы вместе практиковали здесь и поддерживали жизнь в Сангхе.

Так как в этот раз я никуда отсюда не выезжал, а все время сидел и читал, наша жизнь здесь казалась довольно обыденной и однообразной. Но в этом как раз и состоит одна из самых важных сторон жизни Сангхи – практика в аранье. Когда намеренно выбирается спокойное место вдали от шума и толпы, когда намеренно живут очень простой естественной природной жизнью. Посвящают все свое время глубоким размышлениям и учебе в спокойном сосредоточении. Таков один из очень традиционных способов практики в Сангхе, но служит он лишь для подготовки.

 В 1-ой главе Лотосовой Сутры можно ознакомиться со многими различными описаниями практики и жизни бодхисаттв, которые показал Будда, когда испустил луч света и осветил им бесчисленные земли будд на востоке, так что все присутствовавшие на собрании их увидели. Мы так же, находясь здесь в спокойном месте, в своем сознании не должны ограничивать себя просто какой-то внутренней практикой. В своей практике нам нужно созерцать весь мир. Если мы думаем только о своей внутренней духовности, то ничем не отличаемся от пратьекабудд. Монахов, практикующих в аранье, в таком спокойном месте, всегда подстерегает опасность опуститься до заботы лишь о своей личной индивидуальной духовности. И все же это еще не так уж плохо. Хуже, когда иногда забывают и о своем внутреннем мире, совсем не углубляются в духовном совершенствовании, а просто живут в комфорте обыденной однообразной жизнью.

Действительная цель нашей практики здесь в том, чтобы в своем сознании ощутить и увидеть весь окружающий нас мир. Погрузится в спокойствие, и затем увидеть, охватить своим сознанием весь мир, достичь его своим внутренним миром.

Когда Будда в 1-ой главе Лотосовой Сутры осветил своим светом все миры, прежде всего он дал возможность увидеть всех живых существ наполняющих все шесть путей сансары, в соответствии с их кармой, согласно их наклонностям и деяниям. Вначале все увидели  круговорот рождений и смертей, людей погруженных в океан страданий. Затем увидели будд десяти сторон света, проповедующих Три Колесницы: шравак, пратьекабудд и бодхисаттв. И, наконец, увидели неисчислимые деяния бодхисаттв разнообразных видов. Например, когда все непрерывно отдают, снова и снова совершают даяния драгоценностями, колесницами, жертвуют всем что у них есть и что им дорого, иногда даже своим телом, своей жизнью, своей семьей. Или когда царь покидает престол, дворцы и царства, становится «вышедшим из дома» и ищет Дхарму. Или когда некоторые бодхисаттвы уходят глубоко в леса и горы и пребывают там все время без движения в самадхи, излечивая своим светом от страданий ада. Среди многих различных деяний бодхисаттв, описанию которых посвящена вся эта глава, есть также пример, когда живут глубоко в лесах, в аранье и посвящают себя глубоким размышлениям. Но всегда это делают только ради того, чтобы обрести мудрость и силы для освобождения всего мира от страданий. В этом цель практики бодхисаттвы.

Мы находимся на похожем Месте Пути и имеем возможность так же практиковать. Нам нужно здесь и сейчас погрузится в глубину духовного понимания Дхармы, и созерцать весь мир. По настоящему укреплять свою веру в практику Лотосовой Сутры. С таким сознанием мы сможем  идти по миру и по настоящему хранить в нем Лотосовую Сутру.

Такой вид практики есть подготовка. Цель – в подготовке, а не в том чтобы вести такой образ жизни. Само собой самосовершенствование – не самоцель, но важная часть работы бодхисаттвы. Ведь без самосовершенствования и самообучения невозможно помочь другим. Если сам ничего не имеешь в Дхарме, то ничего не сможешь и дать другим.

Итак, через несколько дней я начну свое путешествие на Дальний Восток. И когда вернусь в Центральную Азию или Европу еще пока не известно. А уже совсем скоро нам предстоит провести очень важную семидневную практику. Для нее важно правильно выбрать Место Пути. На данный момент я собираюсь проводить эту практику в Китае; для меня и для моих новых учеников там это будет первая семидневная практика в Китае. Она должна стать заключительной точкой в моей практике на Дальнем Востоке в этом году. Возможно, Сергей также приедет для этого в Китай, но может быть и нет; это будет зависеть от финансовых возможностей, а также и от всех других практических вопросов.

Каждому из вас также нужно выбрать место для проведения семидневной практики. Украинцам, похоже, лучше возвратиться и там выбрать для себя Место Пути. На сегодня там только в Донецке и Паньковке есть условия для проведения семидневной практики. И каждому из украинской Сангхи нужно выбрать на каком из этих мест ему лучше провести семидневную практику. Еще важно встретиться со многими старыми и новыми друзьями, упасаками и упасиками, и побудить их присоединиться к этой практике. Для этого важно сохранить сильное намерение и соответственно подготавливать людей к семидневной практике, соблюдать гармонию, взаимоуважение и дисциплину, особенно во время самой практики.

 

Самое важное – не говорить резких слов. Гармония и взаимоуважение рождаются из наших слов. Задумаемся, какие слова мы произносим? Слова могут быть очень болезненным и опасным орудием. Они сильно влияют на сознание людей и могут отравлять их мысли. Развитие в себе сострадания, уважения и гармонии исходит от совершенствования своей собственной речи. Тот, кто не может обуздать свой язык, тот не сможет обуздать мысли и не сохранит гармонию в Сангхе.

Для монахов это особенно важно – обуздать свой язык. Тот не может обуздать свой язык, кто еще не вошел в глубокую практику. Своим языком он зачастую разрушает драгоценную бодхичитту других людей. И тогда, хотя человек способен и мог бы углубиться в Дхарму, но из-за необузданного языка не может этого сделать. Так, вместо того чтобы стать добрым другом, вы отталкиваем других людей от вхождения на Путь. А это очень плохая карма, сказывающаяся на вашей собственной практике бодхисаттвы. Такой большой вред приносит необузданный язык, неконтролируемая речь.

Особенно опасны неуважительные, резкие слова. Вы не сможете помочь совершенствоваться другим, если не знаете как говорить с состраданием и заботой. Вы не генералы и не командиры, и нет ничего, чтобы давало вам право командовать другим человеком, относиться как высший к низшему. Это вообще свойственно для так называемого «русского менталитета», военного менталитета. Это в целом особенно  сильно выражено в русской культуре. И даже в нашей Сангхе иногда появляется склонность к этому. Особенно часто такое случалось в Харькове. Именно поэтому, хоть там приходило много людей, но не удавалось достичь настоящей гармонии и мягкости. Сам Будда употребляет только добрые и мягкие слова. Так, во 2-й главе Лотосовой Сутры говорится о мягких и добрых словах Будды, ласкающих и радующих сердца живых существ. Когда в сердцах людей появляется радость, тогда они готовы воспринять глубокую Дхарму. Если же вы не можете обрадовать сердца живых существ, то что бы вы ни говорили, вас не будут слушать, вас не услышат. Тогда вы не сможете учить. Обуздать язык – это очень важно. Никогда не командовать другими людьми, никогда не осуждать их, у нас нет права на это. Но в русском менталитете это часто допускается. Говоря свысока, осуждают и унижают других. Это очень плохая часть русской культуры. Практика бодхисаттв, особенно для нас, в том чтобы по-настоящему совершенствовать свою речь и обуздать свой язык. Иначе многие новые друзья покинут нас, даже если в них уже зарождалась бодхичитта. Конечно, иногда строгость необходима, но это очень деликатная и чувствительная вещь.

 

Давайте спланируем ваше возвращение на Украину. После моего отъезда примерно 14-го октября у вас будет еще две недели на дорогу. На данный момент мои денежные средства очень малы. Наверное, я смогу поднести вам сумму достаточную для покупки билетов до России. Чтобы вы спокойно проехали весь длинный путь по Казахстану. Но, начиная с России, каждому из вас придется попробовать передвигаться автостопом. Если такой путь возможен, то постарайтесь вернуться на Украину для семидневной практики. Конечно, этот путь будет из легких, но в этом тоже состоит очень важная часть практики дхуты. Я в свое время передвигался по всей Европе автостопом даже зимой.

Эта семидневная практика будет важна для заключения нашей практики в этом году. Ее начало уже не за горами.

 

Следующая лекция

Hosted by uCoz