Обитель, одежды и место для Учителя Дхармы

(утром 31 января 2005 года, Место Пути в Донецке, Украина)

Сейчас, в этот особый момент для Украины люди в стране разделились в своих взглядах и политических позициях. Эти различия и политические разделения все еще способны разделить страну и даже привести к вооруженному столкновению.

Наша практика Лотосовой Сутры не должна приводить к еще большему разделению и нам стоит избегать участия в политических дебатах. Как только у нас появляется привычка смотреть на людей, оценивая их по политическим взглядам и принадлежности к тому или иному политическому блоку, в тот самый момент мы уже не сможем практиковать Лотосовую Сутру. Если вы подобным образом будете оценивать людей, то не сможете учить их Пути, а просто попадете в сети бесплодных споров. Вместо того, чтобы учить людей Лотосовой Сутре и приводить их к Пути, вы будете стремиться перетянуть их на свою сторону или победить в споре. В этом нет Дхармы, и таким способом Учитель Дхармы не сможет учить других людей. Если вы стараетесь, чтобы люди в итоге стали разделять ваши взгляды, то учение вовсе не состоит в этом.

Практика Дхармы заключается в том, чтобы разрушить любые взгляды, устранить их корни и само интеллектуальное мышление, поскольку наши взгляды и интеллект приводят нас в Сансару.

Практика випашьяна медитации в традиции тхеравады заключается в том, чтобы разрушить мысли и взгляды. Мысли и взгляды держат нас внутри Сансары и становятся причиной будущих перерождений в Сансаре.
Фундаментальная цель даже практики тхеравады заключается в том, чтобы увидеть истинную природу, не имеющую сущности, которую можно было бы постичь при помощи мыслей или взглядов. Поскольку все вокруг – есть непостоянство, пустота, не "я". Тогда какой опыт, взгляды и мнения могут появиться у нас на основе "ничто" и отсутствии "я". Постижение этого освобождает нас от любых мыслей и взглядов.

Но если мы заняты тем, что прививаем свои взгляды другим людям, то это вовсе не является Учением Будды. Так у вас никогда не появится настоящих учеников, и вы никому не поможете вступить на Путь, ведь вы сами все еще держитесь своих взглядов и мыслей. Основополагающая практика заключается в том, чтобы разрушить и искоренить их.

Особенно актуально это сейчас для Украины, в которой общество разделилось в крайних взглядах и позициях. И если вы уже смотрите на людей через призму такого разделения, то не сможете помочь им и
проповедовать им Дхарму. Я вижу такую опасность для Сергея и для Сынима. Вы уже оцениваете других, например Сашу-полковника, как сторонника противоположного блока, думаете, что ему «промыли мозги» и
внушили какую-то идеологию. «А
тот профессор из Харькова по своим взглядам близок к фашизму, тот человек полон советских стереотипов»если мы с самого начала делим людей на категории, то никогда не будем способны проповедовать им Дхарму, покуда мы находимся в такой ловушке собственных взглядов и оцениваем других людей, согласно их мировоззрению. Это значит, что с самого начала мы не видим равным образом в каждом человеке природу Будды и не практикуем принцип бодхисаттвы Никогда Не Презирающего. Этот бодхисаттва никогда не разделял людей на какие бы то ни было категории: «Эти люди признают такие-то взгляды, а те привязаны к такой-то практике, а эти надменные, высокомерные и привязаны к своей позиции». Он равно смотрел на всех, видя в каждом изначальную Природу Будды, и поклонялся им. В этом фундамент нашей практики, и наш путь, как привести различных людей к Одной Колеснице.

Три условия из главы «Учитель Дхармы» таковы: войти в Обитель Татхагаты – которая есть сострадание ко всем живым существам, надеть Одежды Татхагаты – которыми являются мягкость и терпение, и воссесть на Место Татхагаты – что есть пустота всех дхарм.

 Мягкость – ключевое слово, оно значит, что мы не привязаны к мнениям и не разделяем людей в зависимости от их взглядов. Мягкость это ключ для правильной проповеди Лотосовой Сутры. Нужно смотреть на людей, не видя в них различия, но стремясь увидеть в каждом Природу Будды. Мягкость – сила, приносящая гармонию, спокойствие и единство. Поэтому мягкость и терпение называются одеждами Татхагаты.

Терпение также важная практика бодхисаттвы. Благодаря ей достигаются все более и более высшие ступени терпения: терпение рождения, терпение Дхармы, терпение Дхармы не-рождения, терпение спокойного исчезновения. Все они – очень важные ступени и качества нашей практики бодхисаттвы. Мы не различаем людей по именам, политической принадлежности, позициям и взглядам. Мы смотрим на них равно, как на детей Будды. В этом секрет одежды Татхагаты.

Если мы восседаем на сидении пустоты дхарм, то все мнения, которые есть у нас, у меня, у других людей, все исчезают, различия теряют смысл. Только тогда мы в состоянии проповедовать Дхарму без страха всем людям, независимо от того, каким взглядам следует большинство.

Именно поэтому нам нужны Обитель, Одежды и Место Татхагаты. И пока мы не ухватим глубокое значение этих условий, то не сможем помочь людям вступить на Путь Бодхисаттвы.

Какие бы речи мы ни произносили, какие бы лекции ни читали и к каким бы аргументам ни прибегали, это никому не поможет.

Практика равностного отношения и трех условий для Учителя Дхармы из 10-й главы Лотосовой Сутры сегодня по-настоящему необходимы Украине.

Hosted by uCoz