Обитель, одежды и место для Учителя Дхармы
(утром 31 января 2005 года, Место Пути в Донецке,
Украина)
Сейчас, в этот особый момент для Украины люди в стране разделились в своих взглядах и политических позициях. Эти различия и политические разделения все еще способны разделить страну и даже привести к вооруженному столкновению.
Наша практика Лотосовой Сутры не должна приводить к еще большему разделению и нам стоит избегать участия в политических дебатах. Как только у нас появляется привычка смотреть на людей, оценивая их по политическим взглядам и принадлежности к тому или иному политическому блоку, в тот самый момент мы уже не сможем практиковать Лотосовую Сутру. Если вы подобным образом будете оценивать людей, то не сможете учить их Пути, а просто попадете в сети бесплодных споров. Вместо того, чтобы учить людей Лотосовой Сутре и приводить их к Пути, вы будете стремиться перетянуть их на свою сторону или победить в споре. В этом нет Дхармы, и таким способом Учитель Дхармы не сможет учить других людей. Если вы стараетесь, чтобы люди в итоге стали разделять ваши взгляды, то учение вовсе не состоит в этом.
Практика Дхармы заключается в том, чтобы разрушить любые взгляды, устранить их корни и само интеллектуальное мышление, поскольку наши взгляды и интеллект приводят нас в Сансару.
Практика випашьяна медитации в традиции тхеравады
заключается в том, чтобы разрушить мысли и взгляды. Мысли и взгляды держат нас
внутри Сансары и становятся причиной будущих перерождений в Сансаре.
Фундаментальная цель даже практики тхеравады заключается в том, чтобы увидеть
истинную природу, не имеющую сущности, которую можно было бы постичь при помощи
мыслей или взглядов. Поскольку все вокруг – есть непостоянство, пустота, не
"я". Тогда какой опыт, взгляды и мнения могут появиться у нас на
основе "ничто" и отсутствии "я". Постижение этого
освобождает нас от любых мыслей и взглядов.
Но если мы заняты тем, что прививаем свои взгляды другим людям, то это вовсе не является Учением Будды. Так у вас никогда не появится настоящих учеников, и вы никому не поможете вступить на Путь, ведь вы сами все еще держитесь своих взглядов и мыслей. Основополагающая практика заключается в том, чтобы разрушить и искоренить их.
Особенно актуально это сейчас для Украины, в которой
общество разделилось в крайних взглядах и позициях. И если вы уже смотрите на
людей через призму такого разделения, то не сможете помочь им и
проповедовать им Дхарму. Я вижу такую опасность для Сергея и для Сынима. Вы уже
оцениваете других, например Сашу-полковника, как сторонника противоположного
блока, думаете, что ему «промыли мозги» и
внушили какую-то идеологию. «А тот профессор из Харькова по своим взглядам близок к
фашизму, тот человек полон советских стереотипов» – если мы с
самого начала делим людей на категории, то никогда не будем способны
проповедовать им Дхарму, покуда мы находимся в такой ловушке собственных
взглядов и оцениваем других людей, согласно их мировоззрению. Это значит, что с
самого начала мы не видим равным образом в каждом человеке природу Будды и не
практикуем принцип бодхисаттвы Никогда Не Презирающего. Этот бодхисаттва
никогда не разделял людей на какие бы то ни было категории: «Эти люди признают
такие-то взгляды, а те привязаны к такой-то практике, а эти надменные,
высокомерные и привязаны к своей позиции». Он равно смотрел на всех, видя в
каждом изначальную Природу Будды, и поклонялся им. В этом фундамент нашей
практики, и наш путь, как привести различных людей к Одной Колеснице.
Три условия из главы «Учитель Дхармы» таковы: войти в Обитель Татхагаты – которая есть сострадание ко всем живым существам, надеть Одежды Татхагаты – которыми являются мягкость и терпение, и воссесть на Место Татхагаты – что есть пустота всех дхарм.
Мягкость – ключевое слово, оно значит, что мы не привязаны к мнениям и не разделяем людей в зависимости от их взглядов. Мягкость это ключ для правильной проповеди Лотосовой Сутры. Нужно смотреть на людей, не видя в них различия, но стремясь увидеть в каждом Природу Будды. Мягкость – сила, приносящая гармонию, спокойствие и единство. Поэтому мягкость и терпение называются одеждами Татхагаты.
Терпение также важная практика бодхисаттвы. Благодаря ей достигаются все более и более высшие ступени терпения: терпение рождения, терпение Дхармы, терпение Дхармы не-рождения, терпение спокойного исчезновения. Все они – очень важные ступени и качества нашей практики бодхисаттвы. Мы не различаем людей по именам, политической принадлежности, позициям и взглядам. Мы смотрим на них равно, как на детей Будды. В этом секрет одежды Татхагаты.
Если мы восседаем на сидении пустоты дхарм, то все мнения, которые есть у нас, у меня, у других людей, все исчезают, различия теряют смысл. Только тогда мы в состоянии проповедовать Дхарму без страха всем людям, независимо от того, каким взглядам следует большинство.
Именно поэтому нам нужны Обитель, Одежды и Место Татхагаты. И пока мы не ухватим глубокое значение этих условий, то не сможем помочь людям вступить на Путь Бодхисаттвы.
Какие бы речи мы ни произносили, какие бы лекции ни читали и к каким бы аргументам ни прибегали, это никому не поможет.
Практика равностного отношения и трех условий для Учителя Дхармы из 10-й главы Лотосовой Сутры сегодня по-настоящему необходимы Украине.