НАСКАЛЬНЫЕ УКАЗЫ ЦАРЯ АШОКИ

 

Перевод с английского языка Шмыгля Алексея, буддийского монаха, по книгам "Guide to Asoka Rock Edigts Shahbaz Garhi and Mansehra PAKISTAN" Inayat-ur-Rahman, Mohammad Naeem и "Translatium of the Edigts of Ashoka Nippondzan Myohoji, KalingaDojo".

 

Введение

 

На-Му-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё!

 

Сегодня печатается много всевозможной литературы, публикуют много переводов. Почему меня привлек этот архаический памятник? Наскальные указы царя Ашоки были высечены по всей территории современной Индии, а также в Пакистане, Непале и Афганистане. На этом пространстве в третьем веке до нашей эры раскинулись владения империи Маурьев, которой с 272 года по 232 год до н. э. управлял Ашока.

Но в чем же их уникальность? Да, в истории было много великих империй и указов, высеченных в камне, гораздо более древних и совсем новых.

Все эти империи рано или поздно разрушались. Надписи же эти до сих пор рассказывают о их величии и о том, сколько было покорено ими народов, сколько было убито при этом врагов, взято в плен рабов, сколько разрушенных городов, и с гордостью рассказывают о том, какой ужас, шок и трепет вызывало имя императора, повелевшего запечатлеть эти указы.

Империя Маурьев также не просуществовала долго. Она рассыпалась почти сразу после ухода из этого мира царя Ашоки. Но перед смертью он оставил для потомков эти наскальные указы, которые разительно отличаются от всех подобных надписей, высеченных когда-либо на камне. Почему? Потому что Ашока в этих надписях запрещал убивать не только людей, но и животных. В них он рассказывал о своем раскаянии, когда Ашока понял все зло, исходящее от войн и насилия, и их никчемность. В этих надписях он призывает своих потомков последовать своему примеру: беззаветно служить своему народу, заботиться о его процветании и согласии, для чего устремить все силы не к воинским победам, а к победе Истины – Дхарма Виджая. Это значит – повсюду распространять заповедь "Не убий!" (ахимса), завоевывать сердца людей, творя добро.

В результате же военной победы победитель получает лишь слезы, гнев, проклятие, трупы и руины.

Удивительно, что сейчас к этому памятнику нет никакого интереса, ведь, на мой взгляд, эти указы должны стать настольной книгой каждого президента и правителя. Именно в 21 веке Победа Истины может быть реализована на всей планете, а началом этому будет осознание людьми всей Земли, что мирное сосуществование – это не мечта, а реальность, которая воплощалась в жизнь в прошлом, свидетельством чему являются эти указы Ашоки, а значит, может быть осуществлена нами и сегодня.

Тем более, что третьего нам не дано. Или взаимное уничтожение, или мирное будущее без войн и насилия.

Да воцарится мир в Ираке и по всей Земле!

 

1

 

Это поучение в Дхарме* было записано по указанию Царя Угодного Богам Радующего Взор.**

Ни одно живое существо не должно быть убито.

Праздничные собрания также запрещаются.***

Некоторые же праздничные собрания удостоены похвалы царя Угодного Богам Радующего Взор.

Раньше на кухне царя Угодного Богам Радующего Взор ежедневно убивали много сотен тысяч животных ради приготовления мясных блюд.

Но сейчас, когда записывается это поучение Дхармы, только трех животных убивают ежедневно – двух павлинов и одного оленя, причем, оленя не всегда.

А в будущем и этих трех животных не будут убивать.

* Дхарма – слово, имеющее много значений, здесь и далее употребляется в смысле высшей вселенской Истины, одной и неизменной для всех. Следуя ей, обретают счастье и процветание, нарушая ее, деградируют и навлекают бедствие. Фундаментом этой истины является заповедь – Не убий!

** Прозвание царя Ашоки

*** Имеются в виду праздники с кровавыми жертвоприношениями, что тогда в Индии широко практиковалось.

 

2

 

Повсюду во владениях царя Угодного Богам Радующего Взор а также во владениях соседних государей – Чодьи, Пандьи, Сатьяруты, Каральяпутры*, Тампарнии (Шри-Ланка), царя Ионов (греков) по имени Антиох - повсюду было учреждено два вида лечения Царем Угодным Богам Радующим Взор, лечения для людей и лечения для домашнего скота.

Там, где не было лечебных трав, полезных для людей и скота, повсюду они были завезены и посажены по его указу.

И по его же указу вдоль дорог будут вырыты колодцы и посажены деревья, во имя людей и домашнего скота.

* Страны, располагавшиеся в то время на юге индийского полуострова.

 

3

 

Царь Угодный Богам Радующий Взор молвил так –

В двенадцатый год от восшествия на престол я издал нижеследующий указ:

Повсюду в моих владениях сборщики налогов, судьи и управляющие областями должны проводить походы по всем подвластным им территориям через каждые пять лет для наставления наилучшим образом в нижеследующих поучениях о Дхарме и для обычных дел.

Похвально служение матери и отцу, друзьям, знакомым и родственникам, щедрость брахманам и шраманам* похвальны.

Отказ от убийства животных, умеренность в расходах и накоплениях похвальны.

Совет великих посланцев Дхармы** также должен приказывать сборщикам налогов переписывать эти поучения в Дхарме с пояснением причин и согласно букве.

* Два класса духовенства Древней Индии. Брахманы – священнослужители, хранящие веды и совершающие ритуалы, передававшие знания по наследству, являлись высшей кастой. Шраманы – нищенствующие аскеты, путешествующие в поисках знания. Они являлись противоположностью системе брахманизма. Им мог стать каждый. Этот термин стал синонимом буддийского монаха.

** Великие посланцы Дхармы – дхармамахамантры, особый разряд чиновников, введенный Ашокой. Их задачей было распространение идей ненасилия, атмосферы взаимоуважения и культуры мира. Они посылались во все концы империи Ашоки и далеко за ее пределы .

 

4

 

В прошедшее время уже много сотен лет здесь всегда совершали убийства животных и причиняли боль живым существам, грубо обходились с родственниками, шраманами и брахманами.

Но вследствие воплощения в жизнь Дхармы на территории Царя Угодного Богам Радующего Взор, звуки барабанов стали звуками Дхармы, которые показали людям присутствие небесных повозок, слонов, морей огня и другие божественные дела.

Ничего подобного люди не видели ранее на протяжении многих сотен лет. Сейчас же они таким образом побуждают, согласно наставлениям в Дхарме царя Угодного Богам Радующего Взор, отказаться от убийства животных, отказаться от причинения боли живым существам, уважать родителей, уважать шраманов и брахманов, служить отцу и матери, служить старшим.

Такими и многими другими способами побуждают воплощать в жизнь Дхарму.

Царь Угодный Богам Радующий Взор будет всегда побуждать таким образом воплощать в жизнь Дхарму.

А также сыновья, внуки и правнуки Царя Угодного Богам Радующего Взор будут всегда побуждать таким образом воплощать в жизнь Дхарму вплоть до кальпы* разрушения мира и будут постоянно наставлять людей в Дхарме, излагая Дхарму и показывая пример правильного поведения.

Для наставления в Дхарме это есть лучшая работа.

А тот, кто ведет себя неправильно, не будет способен воплотить в жизнь Дхарму.

Поэтому побуждать к правильному поведению и не пренебрегать им похвально.

Ради нижеследующей цели все это было записано:

Для того, чтобы потомки посвятили себя широкому распространению такого способа воплощения Дхармы в жизнь и чтобы они не посмели пренебречь им.

Так было записано Царем Угодным Богам Радующим Взор в 12 год от его восшествия на престол.

* Кальпа – огромный промежуток времени, заключающий различные космические циклы.

 

5

 

Царь Угодный Богам Радующий Взор молвил так:

Совершать добродетельные деяния трудно. Тот, кто начинает совершать добродетельные деяния, берется за самое трудное.

Теперь мной совершено много добродетельных деяний. Поэтому те из моих сыновей и внуков и те из моих потомков, кто последует за ними, и так вплоть до кальпы разрушения мира, те из них, кто выполнит этот долг (совершать добродетельные деяния), будет творить добро.

Те же, кто посмеет пренебречь малой частью этого долга, совершит зло.

Действительно, для греха не нужно труда.

С далекого прошлого до сегодняшнего дня чинов, именуемых великим посланцами Дхармы, не было.

Но чины, именуемые великими посланцами Дхармы, учреждены мной в 13 год от моего восшествия на престол.

Устанавливая Дхарму, они заботятся обо всех духовных течениях. Побуждают к Дхарме, дарят процветание и счастье тем, кто посвятил себя Дхарме, будь то среди Ионов, камбоджийцев, гандхарцев, среди латиков и петеников.*

И среди всех других народов у моих западных границ.

Они заботятся о слугах и господах, о брахманах и индхьях (низшая каста), нуждающихся и состарившихся ради их процветания и чтобы они посвятили себя Дхарме, освободились от оков мирской жизни.

Они заботятся о заключенных, делая им подаяния и, щадя их, снимают с них оковы. И по смягчающим обстоятельствам устраивают их на свободе, – если у кого-то из них есть дети, или он невменяем, или стар. Делают все это они с уважением.

Они заботятся обо всех и повсюду, как здесь (Паталипутре), так и во всех селениях за ее пределами, во всех задних дворцах – моем, моих братьев, моих сестер и всех других моих родственников.

Эти великие посланцы Дхармы собирают по всей земле тех, кто посвятил себя Дхарме, чтобы найти, где бы он ни был, каждого, устремившегося к Дхарме, или нашедшего себя в ней, или делающего подаяния.

Это руководство в Дхарме было записано для нижеследующей цели: чтобы оно сохранилось как можно дольше и чтобы мои потомки смогли выполнить его.

* Народы жившие на территории Современной Пакистана и Афганистана

 

6

 

Царь Угодный Богам Радующий Взор молвил так:

Никогда ранее не вершились дела и не делались участливые доклады. Я же установил следующий порядок.

Докладчик по людским делам должен допускаться ко мне в любое время и в любом месте. Принимаю ли я пищу, нахожусь ли я в заднем дворце, во внутренних покоях, или в хозяйственных постройках, в паланкине или в саду.

Где бы я ни был, я решаю дела людей.

Также если в совете великих посланцев Дхармы появляются вопросы или поправки относительно каких-либо пожертвований, о которых я устно распорядился, или относительно какого-либо дела, касающегося их – об этом должно сообщить мне немедленно, где бы я ни был, в любое время.

Таков мой приказ.

Для меня нет самоуспокоения в подстегивании себя и выполнении своей работы.

Я считаю своим долгом способствовать благоденствию всех людей.

А корень этого в подстегивании себя и выполнении своей работы.

Ведь нет более важного долга, чем способствовать благоденствию всех людей.

И какие бы усилия я ни прилагал, все ради того, чтобы я смог исполнить свой долг перед живыми существами, которые в том, чтобы сделать их счастливыми на этом свете и чтобы они могли обрести небеса на том свете.

Это наставление в Дхарме было написано для следующей цели, чтобы оно сохранилось как можно дольше и чтобы мои сыновья и правнуки смогли проявить такое же усердие ради благоденствия всех людей.

Но выполнить это действительно трудно без великого усердия.

 

7

 

Царь Угодный Богам Радующий Взор желает, чтобы повсюду были распространены все духовные течения.

Всем им он желает самообузданности и чистого сознания.

У мужей бывают разные желания и разные страсти. Они выполняют свои обязанности полностью или только наполовину.

И даже если кто-то совершает великие подношения, но не обладает самообузданностью и чистым сознанием, то он низший из низших.

 

8

 

В прошлом цари привыкли ходить в так называемые походы наслаждений.

В этих походах они наслаждались охотой и другими того же рода увеселениями.

Но когда исполнилось десять лет от восшествия на престол Царя Угодного Богам Радующего Взор, он направился на поиски Самбодхи.*

Поэтому здесь стали проводиться походы Дхармы.

В этих походах происходило следующее – посещение шраманов и брахманов, одаривание их, посещение сельских жителей, наставление их в Дхарме и вопрошание их о Дхарме в подходящих для этого случаях.

Эта вторая половина царствования Царя Угодного Богам Радующего Взор стала наслаждением высшей степени.

* Наивысшая степень просветления осознание Бога.

 

9

 

Царь Угодный Богам Радующий Взор молвил так:

Мужи воплощают в жизнь различные обряды, когда болеют, женится сын, выдают замуж дочь, когда рождается ребенок, и когда собираются в путешествие.

По случаю таких и других подобных обстоятельств мужи выполняют много обрядов.

И женщины в таких же случаях выполняют многочисленные и разнообразные грубые и бесполезные обряды.

Сейчас обряды, конечно, нужно выполнять.

Но такие обряды приносят мало плодов.

А нижеследующие воплощения в жизнь Дхармы приносят действительно много плодов.

Неподдельная вежливость к рабам и слугам, благоговение перед старшими, мягкость к животным, щедрость к шраманам и брахманам – эти и другие подобные добродетели именуется воплощением в жизнь Дхармы.

Поэтому воплощение в жизнь их должно соблюдать, пока желанное не будет достигнуто. Для чего отец или сын, брат или учитель должны сказать всем: — Это достойно похвалы.

А после того, как желанное будет достигнуто, продолжайте воплощать это в жизнь.

Ведь говорят так: — Даяние похвально.

И нет дара или блага, равного дару Дхармой или благу от Дхармы.

Поэтому друг, знакомый, родственник и попутчик должны, в самом деле, увещевать других при подходящих обстоятельствах – это и это достойно похвалы. Через воплощение в жизнь этого возможно достижение Небес.

Что может быть более желанным, чем достижение Небес?

 

10

 

Царь Угодный Богам Радующий Взор не думает, что какая-то слава или известность может принести пользу, за исключением любой славы или известности, которых он желает обрести, достигая свою цель – чтобы в настоящем и будущем мужи действительно могли с его помощью воплощать в жизнь послушание Дхарме и могли соблюдать Дхарму.

На этом поприще он желает славы и известности.

Какие бы усилия Угодный Богам ни прилагал, все только ради добродетелей в том мире и чтобы все мужи, соблюдающие Дхарму, могли быть свободны от заточения и рабства.

В этом его рабство.

Это действительно трудно выполнить, будь то бедному или богатому, без великого усердия и отказа от всех других целей.

Но все же богатому выполнить это труднее.

 

11

 

Царь Угодный Богам Радующий Взор молвил так:

Нет такого дара, который сравним с даром Дхармы, будь то знакомство в Дхарме или распространение Дхармы или родство в Дхарме.

Это выражается в нижеследующем: Достойное обхождение с рабами и слугами. Служение родителям. Щедрость к друзьям, попутчикам, родным, брахманам, нищенствующим аскетам, отказ от убийства животных ради жертвоприношений.

Об этом проповедуйте отцу, сыну, брату, учителю, другу, сподвижнику, соседу и воспринимайте это как долг.

Такие деяния рождают блага в этом мире и обеспечивают бесчисленные добродетели в том мире.

 

12

 

Царь Угодный Богам Радующий Взор почитает последователей всех духовных учений, как вышедших из дома, так и пребывающих дома, оказывает дары различных видов.

Но Угодный Богам не ценит такие дары почтения, так как ценит столь нужное взращивание изначальной сути всех духовных течений.

Однако для взращивания этого единственно важного есть много способов, но корнем этого является самообуздание языка.

Так, не должно восхвалять только свое духовное учение и безосновательно осуждать другие школы. Такое неуважение позволительно только на исключительных основаниях.

Кроме того, другим духовным течениям, в любом случае, должно оказывать почтение, поступая так, способствуешь укреплению своей школы, а также приносишь пользу другим духовным течениям.

Если кто-то поступает наоборот, то он еще больше вредит своей школе и другим духовным течениям. Если кто-то восхваляет свою школу и осуждает другие духовные течения, желая показать этим преданность своей школе, думая лишь о прославлении своего духовного течения, то он, поступая так, наоборот, еще больше вредит своей школе.

Следовательно, единственно, что приемлемо, – это почитать друг друга. Поэтому все должны прислушиваться к учениям, проповедуемым другими, ища общее.

На самом деле желание Угодного Богам в том, чтобы все духовные течения стремились обладать широким видением и глубоким знанием.

А всем тем, кто ищет соответствия учению своей школы, должно сказать – Угодный Богам не ценит дары или рабское поклонение, но ценит столь нужное взращивание изначальной сути всех духовных течений и их открытость.

Для этой цели в действительности работают великие посланцы Дхармы, великие посланцы по делам женщин, чиновники по делам пастбищ и другие. Плод, который они стремятся обрести, – как способствование развитию своей собственной школы, так и прославление сути Дхармы.

 

13

 

Спустя восемь лет от восшествия на престол Угодный Богам Радующий Взор завоевал Калингу. Тех, кого оттуда депортировали, насчитывалось 150 тысяч, тех, кого там убили, насчитывалось 100 тысяч, тех, кто умер, было во много раз больше.

После этого, теперь, когда Калинга присоединена, Угодный Богам стал пылко соблюдать Дхарму, любить и проповедовать Дхарму. Тогда, завоевывая Калингу, Угодный Богам раскаялся, когда увидел, как независимая страна жестоко подавлялась. Людей там резали, убивали и изгоняли, Угодный Богам созерцал это с большой болью и жалостью.

Но с еще большим мучением Угодный Богам созерцал, как с мудрыми брахманами и нищенствующими аскетами, последователями других духовных учений и домохозяевами, которые обладали следующими достоинствами, – служили старшим и родителям, правильно вели себя с друзьями, помощниками, сподвижниками, родственниками, слугами, иждивенцами и держащими благочестивые посты, – с ними обошлись так жестоко – их резали и убивали, а оставшиеся в живых были ранены и разлучены с теми, кого они любили.

К тому же на их друзей, знакомых, товарищей и родных обрушились бедствия из-за того, что их взаимная любовь не уменьшилась, хотя им лучше было бы отречься друг от друга.

Так, эти несчастья в равной степени постигли всех людей, но особенно это прочувствовал Угодный Богам. Только в том месте (в Калинге), как ни в какой другой стране, кроме Ионы, не осталось каст, брахманов и нищенствующих шраманов. Там не осталось людей какого-либо вероисповедания, того или иного духовного течения.

Поэтому, даже если бы пострадала сотая или тысячная часть от количества тех людей, кто был ранен, убит или депортирован в Калинге, это рассматривалось бы Угодным Богам со скорбью.

Теперь, даже если кто-нибудь причинит зло Угодному Богам, то он ему простит то, что сможет простить.

Теперь, даже чтобы победить лесные племена, зависимые от него, Угодный Богам использует только пример своего образа жизни и разум. Им было сказано, что в раскаянии Угодного Богам такая мощь, что он может лишь пристыдить за преступления, но не может убивать.

В действительности Угодный Богам желает всем Живым Существам освободиться от страстей, страданий, привязанностей и быть добронравными.

Победу Дхармы Угодный Богам считает единственно возможной победой, и такая победа была осуществлена им неоднократно, как здесь, так и во всех приграничных землях, вплоть до шестисот йоджан* от границы, где правит царь греков Антиох и за его владениями, где правят 4 царя по имени Птоломей, Антигон, Меикей, Александр, а также в южном направлении, где правят цари Чодьи и Пандьи, jдесь в землях Царя Угодного Богам греки и камбоджийцы, набхаки и набхити, боджи и питиникьи, андхры и паладьи, – все и повсюду живут согласно наставлениям Дхармы Угодного Богам.

И даже те, к кому не дошли посланцы Угодного Богам, услышали о воплощении им в жизнь Дхармы и о его наставлениях и последовали или последуют Дхарме.

Такая Победа, осуществленная ими, повсюду и неоднократно рождает великую радость. Такую радость может дать только Победа Дхармы. Но, в самом деле, если эта радость мало ощутима в этом мире, Угодный Богам думает, что такая Победа принесет великие плоды в том мире.

Ради нижеследующей цели это поучение было записано, как наказ сыновьям и внукам, которые могут родиться у меня.

Не должно думать о новых победах, если победы им будут приятны, то они должны найти удовольствие в милосердии и смягчении наказаний и должны видеть Победу Дхармы как единственную истинную Победу. Только она приносит блага, как в этом, так и в том мире. Пусть у них пробудится удовольствие в отбрасывании всех других целей, чтобы они наслаждались только Дхармой, ради блага, как в этом, так и в том мире.

* Победа Дхармы – Дхарма Виджая, что значит победу ненасильственного способа решения всех дел и конфликтов основанного на взаимном уважении и непротивлению злу насилием.

* Йоджан – древнеиндийская мера длины, обозначавшая расстояние, проходимое войском в один день.

 

14

 

Эти поучения были записаны по указу Царя Угодного Богам Радующего Взор, как в сокращенном, так и в полном виде.

Не везде подходили полные тексты. Их записано много и повсюду в моих владениях, и я прикажу записать их еще больше.

Они повторяются, потому что ими затрагиваются прекрасные темы и чтобы люди поступали в согласии с ними.

Но некоторые из этих указов могли быть записаны не полностью из-за неудобства местности, по недоброму умыслу или из-за упущения записывающего.

 

kodar@kodar.samal.kz

Hosted by uCoz