ОТЗЫВ ТАТЬЯНЫ ПЕТРОВНЫ ГРИГОРЬЕВОЙ

 

Выход книги Александра Николаевича Игнатовича "Школа Нитирэн" (М., 2002) событие не только научного, но и нравственного значения. Фигура Нитирэна (1222-1282) - "самой харизматической личности в истории японского буддизма", - по признанию автора, - воплощает дух эпохи. Глубокая вера, что "Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы", последнее слово Будды, отражающее суть его Учения – идею всеобщего спасения, избавит страну от напастей, обрушившихся на нее в век "конца Закона", и он, "подвижник Сутры", поможет своему и другим народам обрести спокойствие. 06 этом Нитирэн объявил уже в раннем трактате "Рассуждения об установлении справедливости и спокойствия в стране" и остался верен своему призванию до конца жизни, несмотря на опалу и ссылки.  Мыслитель такого масштаба всегда выходит за национальные рамки. Собственно, каждая религия переживает те же фазы: истинного Учения, его Подобия, формализации и Конца, когда поведение священнослужителей расходится с принципами Учения. В такие моменты и появляются личности (вроде Лютера), способные восстановить Истину, готовые жертвовать своей жизнью во имя осуществления ниспосланной идеи. Они пролагают новое русло, чтобы очистив источник, вернуться к изначальному. Эти реформаторы наделены сверхчеловеческой силой, оттого проложенное ими русло не высыхает со временем. (И в нынешней Японии последователей школы Нитирэна более 6 мл.).

Невозможно не сказать о подвиге самого исследователя и переводчика трактатов, которые настолько насыщены историческими реминисценциями и ссылками на буддийские тексты, что потребовали многолетнего труда, осознания самой логики прецедента: аргументом служит то, что имело место в прошлом, не только Японии, но и Китая. Отсюда столь обширный комментарий, представляющий сам по себе научную ценность. А если учесть, в каких неблагоприятных условиях приходилось работать автору, - он выпадал из шеренги, но продолжал делать свое дело почти в одиночку, - не говоря о житейском неустройстве: получил квартиру незадолго до смерти. Слава Богу, дожил до выхода прекрасного издания "Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы" (М., 1998), но не дожил до выхода этой книги. Японские ученые, буддисты оценили его труд и выразили свою благодарность. Достопочтенный Тэрасава Дэюнсэй "Памяти Доктора Л.Н. Игнатовича" посвятил лекции "Учение Нитирэна для нашего века", которые предваряют книгу. В своих лекциях в краткой форме он изложил суть Учения - Истинной Дхармы, которая едина для всех живых существ, пребывая в недрах сознания. Будда и есть наше сознание, и если оно затемнено, то повергает человечество в ужас. Загрязненное сознание творит войны, адскую жизнь;

пробужденное - поднимает человека до Будды, избавляет от насилия в любой форме. Он с благодарностью вспоминает своего Учителя Нитидацу Фудзии, который в 1930 побывал в Индии и встречался с Махатмой Ганди, с которым их роднила вера в истинность Пути ненасилия, в "изначальное равенство и единство всех религий, всех людей, всех живых существ". В этом, по мнению проповедника Истинного Закона – Тэрасавы Дзюнсэя - Путь к преодолению столкновения цивилизаций в XXI веке: "главное, чего не хватает сегодня современному миру – изначально духовного Пути". Жить по правде, жить по вере, следуя духовным заповедям предков - разве не могут люди освоить эту Истину? Вот почему представленная трудами русского ученого и японских подвижников книга имеет не только научное, но и нравственное значение. Каково Учение, таковы и плоды, а чувство благодарности есть признак истинного человека, озабоченного достойной жизнью всех людей.

 

20.2.2003.     Т.П.Григорьева, главный научный сотрудник Института Востоковедения РАН, профессор, доктор филологических наук, автор книги «Дао и Логос»

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz