ШКОЛА ТЯНЬТАЙ

В первой половине 6 века в Китае была основана школа Тяньтай (Опора Неба). Название свое она получила по горе, на которой находился ее главный храм и где многие годы проживал фактический основатель школы – Чжии (538-597), формально считающийся ее четвертым патриархом. Доктрины школы Тяньтай сформировались в начале 90-х годов 6 века и были систематизированны в трех основных сочинениях, точнее говоря, проповедях Чжии, записанных его непосредственным учеником и следующим патриархом – Гуандином или Чжань-анем (561-632), которые обработал их и издал уже после смерти учителя.

Основными текстами школы Тяньтай являются Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы (санскр. Саддхарма-пундарика-сутра) и три трактата Чжии – Фразы Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы (кит. Мяофа ляньхуа цзин вэньцзюй), Сокровенный смысл Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы (кит. Мяофа ляньхуа цзин сюаньи), Великое прекращение [неведения] и постижение [сути] (кит. Мохэ Чжигуань). На ряду с этими текстами особое значение в этой школе занимает Махапраджня-парамита-упадеша Нагарджуны.

Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы (или сокращенно Лотосовая Сутра) имеет важное значение в мире буддизма махаяны и нет ни одной школы Дальневосточного буддизма где бы она не почиталась, но только в школе Тяньтай она стала основным, базисным текстом и заняла исключительное положение. Лотосовая Сутра представляет собой цикл проповедей, произнесенных на горе Гридхакута и в небе над этой горой в последний период жизни Будды Шакьямуни. В этой Сутре возвещались фундаментальные положения учения махаяны о наличии природы будды в каждом живом существе, и как следствие, о неизбежности обретении ими состояния будды; о Одной Колеснице Будды – единственном Пути к обретению состояния будды, где остальные пути рассматриваются как Уловки Будды; о вечной жизни Будды, а также другие.

Фразы Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы – это комментарий Чжии на Лотосовую Сутру, где он разъясняет каждое слово и каждую фразу Сутры, начиная со слов “Так я слышал” и заканчивая “они поклонились и разошлись”. В этой работе он исследовал Сутру с четырех сторон: причины и обстоятельства; соотношение учений; теоретическое и практическое учение; умственное наблюдение. Кроме того Сутра была аналитически разделена на три ступени: 1) Деление всей Сутры на две основные части: Врата Следа (цзимэнь) или вступительные проповеди – первые четырнадцать глав; Основные Врата (бэньмэнь) или основные проповеди – последние четырнадцать глав. 2) Деление каждой из двух основных частей, в свою очередь на три функциональные части: Вводная часть; Часть, раскрывающая истинную суть; Часть для распространения. 3) Деление каждой из двадцати восьми глав Сутры на тематические разделы.

От этого деления Сутры в последствии отталкивались практически все последующие деления Лотосовой Сутры на функциональные части.

Сокровенный смысл Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы – в этой работе Чжии подробно объяснил значение пяти иероглифов названия Лотосовой Сутры – Мяо Фа Лянь Хуа Цзин. Интерпретация этих пяти иероглифов в самом общем виде сводиться к следующему:

МЯО – Чудесный, благой. Чжии выделяет два вида чудесного – “относительное” и “абсолютное”. Дхарма Будды, запечатленная в Лотосовыой Сутре, является “чудесной”, “благой” относительно учений всех будд, о которых говорится в других сутрах. С другой стороны, Дхарма [сама по себе] “абсолютно чудесна”, и Чжии сравнивает ее со сливками и с “большой лодкой, перевозящей к тому берегу”.

ФА – Дхарма. В широком смысле это вся Дхарма Будды, в более узком – учение, запечатленное в Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы, а также философия школы Тяньтай.

ЛЯНЬХУА – Цветок Лотоса. Эти знаки, согласно Чжии, имеют четыре толкования, суть которых можно свести к двум утверждениям. Во-первых, с цветком лотоса сравнивается совершенное учение Будды, заключенное в Сутре о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы, противопоставляемое предварительным учениям, изложенных в других сутрах. Во-вторых, цветок лотоса уподобляется “благим (чудесным) причинам и плоду”, обретение просветления – цветению и вызревания плода из цветка лотоса; раскрывание цветка – “возвращение (приходу) к Трем Сокровищам”, а вызревание плода – обретению истинного просветления.

ЦЗИН – Сутра. Чжии толкует этот знак в смысле “все”, т.е. все проповеди, все значения, все мысли. Такое понимание знака цзин исходит из того, что Сутра о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы включает в себя более частные, подготовительные истины, содержащиеся в других сутрах. В этом смысле она суть “все сутры” (и, соответственно, все истины, все значения и т.д.)

Кроме того, в этой работе Чжии изложил доктрину о Пяти глубоких значений, с позиции которых нужно рассматривать сутры. Они таковы: (1) Объяснение названия; (2) Умение находить суть; (3) Прояснение доктрины; (4) Выяснение назначения; (5) Определение знака Учения. Пользуясь этими значениями можно понять, какое место занимает та или иная сутра в степени раскрытия истинной реальности будды.

Кроме того, Чжии в своем трактате изложил доктрину о “пяти периодах – восьми учениях”. Пять периодов – это точная хронологическая последовательность проповедей Будды Шакьямуни: 1) Период Величия Цветка – три недели; 2) Период Оленьего Сада – двенадцать лет; 3) Период проповедей, запечатленных в сутрах для широкого распространения – восемь лет; 4) Период проповедей праджня-парамиты – двадцать два года; Период Цветка Дхармы – Нирваны – восемь лет.

Восемь учений подразделяются на две группы по четыре. 1) Четыре учения о Дхарме, с помощью которой обращают: а) Учение о Дхарме, запечатленное в Трех Хранилищах; б) Учение о Дхарме проникновения; в) Учения об особой Дхарме; г) Учение о Дхарме круга. 2) Учение о методе обращения: а) Учение о внезапном методе; б) Учение о постепенном методе; в) Учение о тайном методе; г) Учение о неопределенном методе.

В этой работе все без исключения буддийские доктрины органично увязаны в единую систему – Дхарму Будды, а философия школы Тяньтай становится основой для всех школ махаяны, что в последствии и подтвердилось на примере таких школ как Чистая Земля (Цзинту), Величие Цветка (Хуаянь), Истинные Слова (Чжэньянь), Чань.

Великое Прекращение [Неведения] И Постижение [Сути] - трактат Чжии посвященный методам дхьяны и описывает четыре самадхи: 1) Самадхи, обретаемое через постоянное сидение; 2) Самадхи, обретаемое через постоянное хождение; 3) Самадхи, обретаемое и через хождение и через сидение; 4) Самадхи, обретаемое не через хождение и не через сидение.

В самом названии трактата видны два метода дхьяны – прекращение [неведения] (санскр. Шаматха; кит. Чжи) и постижение [сути] (санскр. Випашьяна; кит. Гуань). Оба эти метода являются основными для всех буддийских школ трех колесниц и только благодаря им можно достичь и реализовать ту или иную цель практики. Чжии выделил главные условия, методы, препятствия и способы их устранения для совершения дхьяны и объяснил их очень подробно, так что этот трактат стал классическим для всех практикующих дхьяну.

Дхьяна является лишь средством достижения цели и не является самоцелью. Цель для следующих по пути Великой Колесницы заключается в том, чтобы обрести состояние будды. Обретение состояния будды характеризуется проявлением в себе в полной мере таких качеств как сострадание и мудрость, а также в видении мира в его истинной реальности. Бытие состоит из Десяти Миров Дхармы. Эти миры составляют модель бытия или уровни существования в которых обитают живые существа. Каждый мир имеет определенные характеристики и условия существования живых существ, обитающих там. Все живые существа обладают сознаниям, и это сознание живых существ является отражением этого бытия, так сказать его микрокосмосом, то ему присущи все эти миры, т.е. сознание вмещает их в себе. Таким образом, какой мир преобладает в данный момент, такое состояние сознания у существа, так оно воспринимает окружающий мир и, как следствие, в каком мире находится. Эти миры таковы:

1. Мир Ада. Общебуддийская традиция различает восемь видов адов. Ады бывают разные – горячие, холодные, с оружием, с железом, с непрерывными мучениями, с прерывающимися мучениями и т.д., так или иначе ады характеризуются состоянием конкретного мучения. Человек может испытать состояние ада когда проявляет гнев и ненависть.

2. Мир Голодных духов. Голодные духи это существа, которые вечно хотят есть и никак не могут насытиться, так как, еда то сжигается, как только они подносят ее ко рту, то превращается в негодную для употребления, то она не лезет им в горло, из-за чего они испытывают сильные мучения. Человек испытывает состояние голодных духов когда его одолевает жажда, страсть и алчность к чему бы то нибыло.

3. Мир Животных. Животные – это существа, которые живут благодаря инстинктам. Чувственные желания являются единственным стимулом их существования. Человек испытывает это состояние когда в нем преобладает тупость и глупость и он не имеет возможности и способности осмыслить, чем он является на самом деле.

4. Мир Асур. Асуры – существа, которые почтоянно воюют с богами из-за плодов дерева, корни которого находятся в мире асур а вершина с плодами в мире богов. Человек испытывает это состояние когда в нем присутствует зависть и злоба, когда он всего хочет быть первым и не брезгует никакими средствами, даже устранением соперников.

5. Мир Человека. Естественное состояние человека, когда он добросовестно занимается повседневными делами. Спокойствие и уравновешенность – это состояние мира людей.

6. Мир Богов. Боги – существа, которые постоянно радуются, живут в довольстве и комфорте. Человек испытывает это состояние когда испытывает удовлетворение и радость.

7. Мир Шравак. Шраваки – это люди, которые являются добросовестными учениками какого-либо учителя и, которые не выступают за рамки того, что дает им учитель. Человек испытывает это состояние когда чему нибудь учится и все повторяет автоматически, без постижения сути предмета.

8. Мир Практьекабудд. Практьекабудды – это люди, которые самостоятельно идут к своей цели и достигнув ее не делятся результатом. Человек испытывает это состояние когда он замкнут и стремится к цели не согласуясь с другими людьми.

9. Мир бодхисаттв. Бодхисаттва – это существо полностью посвятившее себя другим. Он не делает различия между собой и другими, воспринимает счастье других как свое счастье, горе других как свое горе, при этом имея постижения законов бытия, он способен влиять на мир так, чтобы в нем был покой и порядок. Человек испытывает это состояние когда он переполнен состраданием и действует на облегчение страданий других существ.

10. Мир Будд. Будды – это существа, которым открываються все законы бытия, а также прошлое, настоящее и будущее. Он тот, кто может спасти всех существ от всех страданий и мучений. Вся деятельность будды направлена на установление гармонии во всем существующем. Человек редко может испытывать это состояние, так как это состояние с одной стороны является мудростью и состраданием, с другой стороны характеризуется абсолютной свободой в действии и с третьей стороны отсутствием каких либо препятствий в теле, уме и со стороны других существ.

Миры как функциональные элементы бытия описываются по десяти параметрам. Все существующее существует благодаря определенным причинам и условиям, а описание этих причин и условий и есть описание десяти “так есть”. Если хоть одна из десяти таковостей отсутствует – существование этой вещи невозможно. Другими словами, миры существуют благодаря совокупности этих десяти таковостей. Они таковы:

1) “Так есть – вид”. Чжии пишет, что это внешнее выражение, “знак” мира-состояния. Например, страдание – “знак” мира ада, радость – мир богов.

2) “Так есть – природа”. Если первое “так есть” – внешнее выражение, то “природа” – внутренние свойства, естество, постоянные характеристики. Например, “природа” огня – способность сжигать дерево, а горящий хворост – “вид” огня.

3) “Так есть – тело”. “Тело” синтез “вида” и “природы”. Содержание этой категории можно иллюстрировать на примере “синтеза” в человеке его внешнего вида и духовной структуры.

4) “Так есть – сила”. Имеется в виду внутренняя сила, потенция. Эта категория охватывает как физическую, так и духовную или моральную силы.

5) “Так есть – действие”. “Действие” – проявление потенции, т.е. “силы”. Тем не менее могут быть случаи, когда “сила” велика, а “действие” не проявляется. 6) “Так есть – внутренне присущая причина”. Внутренний причинный фактор какого-либо действия в настоящий момент. Например, дерево может гореть, но в данный момент оно не загорается, поскольку сырое.

7) “Так есть – внешняя причина”. Это фактор, активизирующий “внутренне присущую причину”. Например, при поднесении к дереву горящего факела в какой-то момент оно загорается.

8) “Так есть – плод”. Еще непроявленный результат срабатывания “внутренне присущей” и “внешней” причин.

9) “Так есть – воздаяние”. Проявленный результат. Загоревшееся дерево несет в себе “плод” – превращение в золу, который обретает наглядное выражение. Между проявлением-созреванием и проявлением “плода” возможен разрыв во времени, но каким бы коротким или долгим он ни был, явный результат будет налицо.

10) “Так есть – крайний предел начала и конца”. “Начало и конец”, все “так есть” вместе взятые, с первого по последнее. “Крайний предел” следует понимать как ярко выраженные десять таковостей. “Так есть – крайний предел начала и конца” является наиболее общим, генеральным условием бытия всего сущего, определяющим все его параметры.

Каждый мир Дхармы содержит в себе остальные девять миров и все это пронизано десятью “так есть”. Это так потому, что одним из фундаментальных положений бытия является непостоянство. Все меняется каждое мгновение, меняется настроение, восприятие мира, а отсюда и мир существования. Или говоря иначе, изменяются таковости данного мира-состояния и проявляются таковости другого мира-состояния. Все эти деясять миров и десять таковостей действуют на трех уровнях: 1) “Сфере пяти скандх” – т.е. на индивидуальном уровне существа, включая тело, чувства и сознание; 2) “Сфере живых существ” – т.е. совокупность живых существ, то ли стадо, то ли толпа, то ли общество или нация; 3) “Сфера обитания” – т.е. места обитания живых существ, – окружающая среда или природа на уровне местности, страны, материка или всей земли..

Миры Дхармы рассматриваются Чжии с трех точек зрения. С одной стороны, реальность характеризуется многообразием единичных сущностей, причем постоянно изменяющихся (человек рождается, растет, стареет, покидает этот мир). Все фазы человеческого существования – реальности, имеющие материальный субстрат, хотя и являются реальностями меняющимися, непостоянными, что и отражает “истина о временном”. С другой стороны, миры Дхармы пусты, не имеют собственной природы и нематериальны. Об этом говорит “истина о пустоте”. Однако третья “истина о срединном” утверждает, что миры Дхармы и нематериальны, и не нематериальны. Другими словами, действительное их состояние скрыто от глаз и невыразимо словами, точнее говоря, в пределах системы “знаков”. Поэтому оно определяется как “чудесное бытие”.

Практикуя дхьяну по методу Чжии подвижник входит в самадхи “Цветок Лотоса”, в котором он воспринимает мир через три истины и способен обрести мудрость будды, проявить мир будды и выявить его в других мирах живых существ.

 

 

Hosted by uCoz