Изучать Дхарму шраманер

(перед началом Дальневосточной Мирной Инициативы)

 

(на 4-й день практики Рохати-сэссин,

утром 4 декабря 2003 года на Месте Пути в селе Паньковка,

Луганская область, Украина)

 

 

Сегодня четвертый день нашей практики, день, когда мы делаем в практике перерыв. В этот день мы принимаем пищу, стираем одежду, моем свое тело, очищаем себя, бреемся и отдыхаем. Завтра мы снова продолжим наше голодание и завтра практика будет даваться намного легче и физически и духовно. Наше сознание может стать очень ясным и мы можем легко концентрироваться, созерцать, медитировать и мы сможем глубоко размышлять о предстоящей важной практике бодхисаттвы, которая начнется с началом следующего года.

Для нашей Сангхи в целом наступающий год будет очень важным в нашей миротворческой работе. Поэтому сейчас, поскольку сегодня Феликс уже собирается в обратную дорогу в Москву, я хочу кратко объяснить, какие планы ждут нас сразу же после окончания этой семидневной практики.

 

В настоящее время в мире есть несколько потенциально очень опасных конфликтов для будущего. Конечно, прежде всего, это уже очень долгое время продолжающийся конфликт на Ближнем Востоке, один из самых трудных. Через неделю после окончания практики я собираюсь посетить Израиль. Этот глубоко укоренившийся конфликт напрямую связан с историей трех главных мировых религий: иудаизмом, христианством и исламом. Корни истории этих трех религий в глубине являются одной из причин непрекращающегося конфликта. От того, как этот конфликт будет разрешен, зависит будущее всего мира.

Другой очень серьезный конфликт – в Ираке, еще один – в Афганистане, а также конфликт в Кашмире, между Индией и Пакистаном. Вызывает беспокойство будущее Афганистана, который страдал на протяжении двадцати лет от внешних и внутренних войн. Еще одна опасность – вокруг Корейского полуострова, который все еще разделен на Южную и Северную Кореи. В одной из них правит режим, представляющий собой странный сплав коммунистической диктатуры, маоизма и древнего корейского шаманского культа. И все обеспокоены тем, что этот режим уже обладает ядерным оружием и системой ракетоносителей. От столицы Северной Кореи до столицы Южной Кореи ядерная ракета летит всего 10 минут, Япония может быть разрушена в течении 20 минут, и похоже, что никто не в состоянии остановить эту растущую угрозу. И Ким Чен Ир намерен сохранять за собой такую военную силу. Северная Корея вышла из международного соглашения по контролю и нераспространению ядерного оружия. Ким Чен Ир уже выдворил инспекторов ООН. Такова еще одна опасность, о которой я уже упоминал раньше.

Но все эти конфликты, на самом деле, не просто конфликты на ограниченных зонах или территориях. В глубине они очень связаны с большой политической властью крупных стран этого мира. Все эти конфликты созданы людьми извне, внешней силой, внешним влиянием. Конечно, есть и внутренние предпосылки у конфликтов, но их используют и расширяют внешние силы. Сегодня такие внешние силы, а это значит богатые страны, сильные в военном отношении, не сотрудничают, но противостоят друг другу в борьбе за первенство в богатстве и силе. Тот, кто будет победителем в этой борьбе, получит контроль над мировыми энергетическими ресурсами. Их мотив – жадность, банальная человеческая жадность. Почему рождается эта жадность и стремление покорять силой, властвовать? Потому что некоторые люди хотят сохранять очень и очень богатую жизнь, они хотят сохранять Нью-Йорк, Париж, Вашингтон, Токио, все эти богатые города со множеством небоскребов, в которых 24 часа в сутки интенсивно потребляется электричество. Для их поддержания необходимо огромное количество энергии, и поэтому нужно поддерживать тяжелую индустрию и бизнес в непрерывном процессе. Некоторые люди зарабатывают миллионы, только пересылая виртуальные деньги из одного места в другое через интернет, компьютер, без всяких усилий, сидя в красиво обставленном офисе и нажимая на клавиши компьютера, перемещают деньги с одного рынка на другой, здесь покупая нефть, а там ее продавая. Таково высшее развитие капитализма, и таким образом люди, не выполняя никакой трудной работы, могут сделать за минуты миллионы долларов, как в казино. Это крупнейшее глобальное казино.

А если развязывать войны, то можно получать еще большие деньги. Идет игра как в казино в борьбе за натуральные ресурсы, ставки сделаны, и тот, кто выиграет, будет владеть этими ресурсами. Они делают это только ради денег, и используют огромную власть и силу для поддержания конфликтов. Будь это на Ближнем Востоке или в другом месте. Со стороны выглядит так, что евреи и арабы постоянно воюют друг с другом, но богатые страны обеим сторонам продают оружие, каждый день на сумму в миллионы долларов. Арабские страны, в свою очередь, являются большими производителями нефти. После продажи нефти у них появляются большие деньги, и получает себе эти деньги Америка, продавая арабским странам танки, бомбы, ракеты. Почему арабские страны хотят покупать оружие? Потому, что идет постоянная война между евреями и арабами. И покуда существует этот конфликт, богатым арабским странам приходится покупать оружие. Израиль это крохотная земля, очень маленький народ, где нет индустрии, но они очень богатые, гораздо богаче, чем арабские страны. Почему? Потому что Америка каждый день вливает в него миллионы долларов, чтобы поддержать государство Израиль. И до тех пор, пока существует конфликт между мусульманами и евреями там, Америка может делать огромные деньги за счет нефтяной и военной индустрии и банковских операций. На этом конфликте они зарабатывают огромные деньги.

Подобным же образом Иракский конфликт связан нефтяным бизнесом, а Афганский конфликт – с продажей и транспортировкой природного газа. Почему? Те кто за этим стоит знают, что через 50 лет основные природные ресурсы будут исчерпаны. Как тогда поддерживать городскую жизнь, требующую огромных затрат электроэнергии, тепла и т.п.? Через 50 лет она не сможет продолжаться с прежней интенсивностью.

На сегодняшний день в богатых странах каждая семья имеет один или два автомобиля, в каждом доме ежедневно потребляется огромное количество энергии только для одной семьи. В большом городе миллионы таких семей. Откуда брать энергию для этого?

Ресурсы планеты уже подходят к концу. Люди в таких странах как Китай, Индия, Африка, с огромным населением тоже хотят жить по стандартам Америки и Европы: чтобы у каждой семьи был автомобиль и громадный дом, потребляющий огромное количество электроэнергии. Тогда конечно, менее чем за 50 лет все ресурсы планеты исчерпаются. С помощью компьютера легко можно подсчитать, какое количество денег и энергии затрачивается каждый день, и сколько тонн нефти и газа нужно сжечь, чтобы выработать такое количество энергии. Сколько тонн нефти необходимо ежедневно для выработки электроэнергии и производства бензина и топлива для самолетов. Очень легко посчитать сколько человечество в целом расходует ресурсов. У нашей планеты миллиарды лет истории. За время своего существования в космосе она накопила определенное количество природных энергоресурсов. Но сейчас, за какие-то сто лет мы используем их все. Если условно представить продолжительность жизни планеты в виде отрезка длинной 50 километров, то отрезок времени, за который человечество исчерпало все ресурсы, будет всего лишь 1 миллиметр. Как могло произойти, что люди за такое малое время исчерпали все природные ресурсы планеты? А ведь это так.

 

Каждый день мы читаем Утреннюю гатху, в которой говорится: «чтобы обрести счастье спокойного исчезновения (а значит мира и спокойствия), мы выходим из дома изучать Дхарму шраманер». В чем заключается эта Дхарма шраманер? В том, что у нас нет никакого имущества, никакой собственности. Каждый день мы как монахи получаем подаяние и живем на то, что получили. От кого получим завтра и что получим, мы не знаем. Но получив что-то на подаяние сегодня, по крайней мере, мы сможем прожить один день и полностью этим удовлетворены и счастливы. Нам не нужны сотни одежд, достаточно иметь всего три. У нас есть пища в количестве, достаточном чтобы поддержать тело один день. Мы не живем во дворце, лучшее место для нас – жизнь под деревом. Если мы даже где-то останавливаемся надолго, то не считаем этот дом своим. Шраманера – значит вышедший из дома, оставивший семью. Мы не занимаемся никаким бизнесом, не нанимаемся на работу, каждый день живем на то, что получаем от других людей и не имеем своего имущества. Шраманера – значит иметь три одежды, две для подаяния, и одну для сна – вот все наше имущество. У вас нет дома, нет работы, нет счета в банке. Но таким образом мы обретаем истинное счастье спокойствия и полное удовлетворение, физическое и духовное, счастье и радость. Сегодняшняя современная цивилизация пошла в совершенно противоположном, ложном направлении.

Чтобы быть счастливым и радостным, думают, что надо обладать все большим и большим. Каждый считает, что в этом счастье. Но за этим скрывается жадность, бесконечная жадность, которая уже принесла большой вред человечеству – убийства друг друга в желании покорить мир породили ужасное оружие, которое может разрушить сегодня всю нашу планету.

Не способна дать «счастье спокойного исчезновения» цивилизация, которая прививает желание только наслаждаться чем-то – ходить в театры, казино, на скачки, возбуждаться на боксерских матчах или борьбой. Как в фильме «Гладиатор», когда множество, людей сидя на арене, наслаждались битвой гладиаторов с дикими животными и друг с другом. Так в римской империи контролировали людей – дай людям только «хлеба и зрелищ», и тогда никто не будет жаловаться. Современный мир в точности такой же. Каждый день показывают глупые фильмы, играют музыку, проводят поединки лишь бы дать достаточно развлечений, удовольствий, необходимой еды и прочего. И тогда в обмен можно будет забрать саму жизнь людей, которые всю жизнь будут работать на заводах, сидеть в офисах.

Всего лишь предоставить им глупые развлечения и достаточно денег, и они станут рабами. Будут ходить на работу и назад, в офис и домой, ничего больше. Почему они так живут? Потому что у них есть достаточное количество денег и глупых удовольствий, никто не жалуется. Но разве это свобода? Кто может сказать, что это свобода, что это независимость? Каждый день вы должны уходить куда-то и проводить там восемь часов, где не можете быть свободны. Вы работаете. Почему вы работаете? Потому, что вы хотите получить немного денег. На эти деньги можете получить потом какие-то удовольствия. Купить видео или пойти в Диснейленд, покупать вещи и т.п.

Для того, чтобы поддерживать общество в таком положении, страна должна воевать. Но как быть с остальными восьмьюдесятью процентами населения планеты, у которых нет даже этого, нет домов, нет одежды, они почти голые? Если вы поедете в Индию, то увидите там множество людей, спящих просто на голой земле, или живущих в домах, хуже собачьей конуры. Как быть с ними? Ведь они жертвы такой системы цивилизации. Корни войны и конфликтов в жадности, и сегодня эта жадность подводит всех нас к окончательной битве, потому что современная цивилизация зашла в тупик и не может больше существовать в прежнем положении.

 

Нам нужно изменить всю систему жизни – в этом единственный выход. И лучший пример – это Дхарма шраманер. Счастье не приходит от обладания имуществом, домом, мы оставляем дом и имущество, постоянно путешествуем, у нас нет кучи одежды, только три, и мы постоянно перемещаемся с места на место в поисках мира, чтобы донести истинную мудрость людям, чтобы создать культуру уважения друг друга. Не убивать, не грабить, не отбирать у других, не воровать, не обманывать. Честная речь, скромная жизнь, жизнь в уважении и благодарности.

Монахи даже один день не могут прожить, не получив подаяния от других людей. Вот почему наша жизнь сама собой учит скромности, благодарности и уважению. В дзэнских монастырях такой принцип – прежде чем изучать Дхарму, нужно учиться бедности. Путь изучения бедности, это путь изучения Дхармы.

Мой Учитель был очень хорошим Учителем. Он меня оставил в Бомбее, современном Индийском городе. Я прожил там, практикуя Дхарму, три года. Я жил в храме, у меня не было денег. Мне нужно было покупать свечи, цветы, подношения для Будды, а также я должен был что-то есть сам, но не было никаких финансовых ресурсов. Каждый день я ходил на практику. В течение трех лет я жил и делал все необходимые подношения, и еще делал подношения сладостями сотне людей, каждый вечер приходивших в храм. Иногда люди приходили и останавливались в храме, десять-пятнадцать человек, и я кормил их всех. Как мне все это удавалось? Я только бил в барабан, идя по улицам города, и тогда те люди, что спят на земле, старые женщины, нищие, которые весь день сидят на дороге, ставя перед собой пустую банку для мелочи, или очень бедные проститутки. Вот такие люди делали мне подношения. А от тех, кто водят автомобили и имеют квартиры, я не получил за три года ни одной пенни. Все что я получал, было подношением самых бедных людей, у которых нет дома, которые спят прямо на улице. От женщин с младенцами на руках и с пустыми грудями, в которых нет ни капли молока, их одежда уже десятилетней давности, но именно они давали мне каждый раз несколько монет. Так я выжил в течение трех лет, и делал подношения Будде и другим людям, которые приходили в храм. У меня не было других ресурсов. Учиться бедности, это так важно.

Так же было и в Лондоне, центре капитализма, центре мировой империи. Там я тоже был без денег много лет. Там я тоже жил в бедном доме. Моими друзьями были хиппи и бомжи-алкоголики, они делали мне подношения молочным чаем. В то время сладкий молочный чай был для меня роскошью. А один месяц как-то я жил питаясь полу гнилыми овощами и апельсинами; все мои руки и лицо стали желтыми от апельсинов. Но я никогда не чувствовал себя несчастным, всегда был счастливым. Счастье спокойствия – это Дхарма шраманер, как говорится в гатхе.

 

Сегодня, по этой причине мы изучаем жизнь в Сангхе. И мы, бедные монахи, в состоянии выполнять и должны сделать работу, предотвращающую мировую катастрофу. Вскоре мы собираемся в Северную Корею, и наша миссия – в сотрудничестве с народами стран, участвующих в разрешении этого конфликта: России, Монголии, Китая, Северной и Южной Корей, Японии. Может случиться, что Америка поступит также, как и в Ираке, то есть нападет на Ким Чен Ира. Есть, конечно, и другие внешние силы, которые хотят что-то предпринять, но от этих политических сил никогда не бывает мира.

Мы хотим объединить буддистов в этом регионе. По крайней мере, исторически этот регион принадлежит к буддийской культуре, и потому мы хотим объединить буддистов Азии, чтобы установить мир, и предотвратить катастрофу. Если сегодня религии заинтересованы в том, чтобы создавать большие храмы и собирать последователей, то такие религии сегодня бесполезны. Если религия не может остановить мировую катастрофу, принести мир и единство, то такая религия бесполезна сегодня. Нам нужно преуспеть в пробуждении и вдохновении буддистов Дальневосточного региона для совместной работы по предотвращению кризиса. Надо начать с буддистов Калмыкии, Бурятии, Алтая. В Центральной Азии есть корейские буддисты, мы хотим объединить их, ради установления мира.

Религия это не наше личное дело, не индивидуальная духовная практика, когда внутри своего определенного круга людей или самостоятельно мы выполняем какие-то ритуалы. Нам нужно выйти из ограниченности религии, чтобы создать мир и предотвратить окончательную катастрофу. Только для этой цели религия может быть полезной. По крайней мере, мы хотим преуспеть в объединении буддистов ради ненасильственного предотвращения войны, без больших денег, благодаря скромной жизни странствующих монахов, но объединить людей ради предотвращения окончательной катастрофы.

Америка хотела мира в Ираке и напала на Ирак. Триста тысяч солдат сейчас там размещены. Одна неделя их содержания обходится до семи миллиардов долларов, и Америка говорит: дальше так продолжать мы не в состоянии. Но мы не хотим тратить ни семь миллиардов, ни одного миллиона. Ведя жизнь шраманер, живущих на подаяния, наше имущество – только несколько одежд. Но ведя спокойную естественную жизнь полную уважения, благодарности, смирения, мы предотвратим катастрофу. Мы должны показать настоящий успех в том, как установить мир. Наш план начнет осуществляться сразу после семидневной практики. Мы отправимся в Москву, Калмыкию, Бурятию, Монголию, Китай, Северную и Южную Корею, Японию. На границе между Севером и Югом Корейского полуострова есть священная Алмазная гора, которая на протяжении столетий была для всех корейцев самым сокровенным местом. Она символ мечты объединения Кореи, которая сейчас разделена на Северную и Южную.

Там мы предлагаем построить Пагоду Мира объединенными усилиями буддистов всего региона, совместно. Это может стоить четыре миллиона долларов. Да, это будет стоить денег. У меня нет таких денег, но это намного меньше, чем семь миллиардов долларов, необходимых каждую неделю для поддержания американского контингента в Ираке.

Мы должны показать миру результат. Если объединится сознание пятидесяти миллионов буддистов Азии, то все будет возможным. Такую силу единства нам нужно развить. Сегодня мы должны объединить людей ради настоящего мира. В этом наша задача.

Наша задача также в том, чтобы самим изучать Дхарму шраманер. Сегодня в гатхе, которую мы читали, говорится, что эти бодхисаттвы отдаляются от шумной толпы и радуются пребыванию в спокойных местах, в горах и лесах. Да, мы поступаем так, специально ищем спокойные места. Мы специально приехали сюда в поисках спокойствия и мира. Сегодня утром мы поднимались в гору встречать рассвет, там мы получали удовольствие от того, что сама природа показывала нам. И для этого не нужно было покупать билеты. У природы все бесплатно, и мы радовались ее красоте, не платя за это никаких денег. В этом радость жизни того, кто ничем не обладает. Ничем не обладая, вы можете обретать безграничную радость и безграничный покой. В этом заключается жизнь шраманер.

Hosted by uCoz