Речь
на конференции Цырендоржиевские чтения
(22
мая 2003 года, Киев)
Уважаемый председатель, дорогие друзья, делегаты и гости конференции!
Прежде чем выступить с приветственной речью в адрес этой конференции, я хотел
бы произнести молитву в знак благословения.
Здесь я выступаю как представитель буддизма Японии. Это значит, что если
бы не было истории цивилизации кочевых народов Евразии, то у нас в Японии
никогда бы не было буддизма. Японский буддизм является прямой демонстрацией той
значительной роли, которую сыграли кочевники и их духовная культура в эволюции
всей человеческой цивилизации. Это касается не только Японии, куда буддизм
пришел из Индии, проделав долгий путь, преодолев высочайшие хребты Гималаев и
Каракорума, пересек огромные пустыни Туркестана и достиг Китая, но даже из
Китая до маленьких Японских островов предстоит все еще немалый путь. Все эти
пути были пройдены в основном людьми Центральной Азии.
В современной истории память об этом значительном вкладе всей культуры и
цивилизации кочевников оставлена без внимания, а по большей части даже утеряна.
Тем не менее буддизм, который мы изучаем в Японии, в целом, как система
мировоззрения и человеческого мышления высочайшего
интеллектуального уровня, был передан в Японию людьми Евразии. Например,
буддизм Махаяны и его сутры – Лотосовая Сутра, Аватамсака Сутра,
Махапаринирвана Сутра, Праджняпарамита Сутра, – до сих пор являются величайшими
сокровищами мудрости и достижением человеческой мысли. Эти сутры пришли в Китай
из Центральной Азии, проделав долгий путь в эпоху Кушанской империи
(приблизительно в I в.
н.э.), территория которой охватывала современную северную Индию, Пакистан,
Таджикистан, Узбекистан и Туркестан. В эпоху Кушанской империи великая мудрость
буддизма Махаяны пришла на Дальний Восток. Кто ее принес? – Евразийские кочевые
народы.
К сожалению, у меня нет возможности в таком коротком выступлении выразить
смысл, запечатленный в этих великих сутрах, но важно отметить, что эта
всеобъемлющая мудрость вышла из самого сердца Центральной Азии. Она включала в
себя всевозможные духовные и культурные традиции, ничто не было исключено в
этом всеобъятном единстве человечности и мудрости. Таково было основное
направление мысли, вышедшей из Центральной Азии, которая была местом встречи
всех существующих тогда цивилизаций – Индии, Гандхары, Месопотамии, Персии,
Тибета. Даже римская и греческая цивилизации были включены в этом
взаимодействии.
Сегодня, в 21-ом веке мы обеспокоены столкновением цивилизаций. И на
самом деле, велика опасность войны, проявления огромного насилия и разрушения,
возникающих под знаменем различий между разными цивилизациями. Однако, когда однажды в истории на сцене Центральной Евразии в
процессе своего роста встретились все цивилизации, то без всякой войны и
насилия в то время была рождена уникальная ненасильственная мирная цивилизация,
которую сегодня мы называем буддизмом Махаяны. К сожалению, в наше время сцена
Евразии стала местом столкновения различных цивилизаций. Ближний Восток, Ирак,
Афганистан, Иран, Пакистан, Тибет – звучат как синонимы нескончаемых
противостояний и конфликтов.
За время периода модернизации
была утеряна важная память о роли духовного вклада цивилизации кочевников в историю и культуру всего человечества. Чтобы
осознать кто мы такие на самом деле, народы евразийской цивилизации, необходимо
восстановить эту потерянную память
огромных просторов великой земли Евразии. И тогда мы сможем ответить на вопрос,
как нейтрализовать столкновение цивилизаций, которое проявляется сегодня
повсюду.
Земля Украины – важная часть Евразии, и эта земля тоже хранит память
разных духовных цивилизаций и культур. Я искренне надеюсь, что ваше собрание
станет ценным вкладом во многие важные направления гуманитарной науки, чтобы
развивать новые возможности, открывающиеся сегодня перед землей Украины.
Еще раз позвольте выразить признательность
организаторам и участникам конференции и пожелать вам успешной работы.