Вера в единство и совершенство освобождает от страха
(вечер 4 декабря 2003 года,
на Месте Пути в селе Паньковка,
Луганская область, Украина)
Сегодня у нас был один день перерыва и отдыха, как раз в середине нашей семидневной практики. И завтра мы продолжим свою практику таким же образом, как и до перерыва – непрерывно будем воспевать молитву, по крайней мере, еще два дня. Практика теперь будет даваться намного легче. Наше тело уже изменилось, очистилось. Наше сознание стало ясным и острым. Поэтому в последующие два дня мы сможем входить в состояние глубокого размышления и обретать глубокое понимание духовного учения и многих дел, связанных с реальностью.
Сегодня мы читали гатху из 10-ой главы «Учитель Дхармы». В ней упоминалось о бесстрашии. Без страха, посреди большого числа людей, среди толпы, куда бы вы ни пришли, кого бы ни встретили и как бы много ни было тех, кого вы встретите, вы должны сказать им истину, говорить правду.
Для этого вам необходимо бесстрашие. Этому учит гатха из 10-ой главы. Все боятся, прежде всего, самого себя. Думают: «Может быть у меня недостаточно способностей, может я ошибаюсь, или люди неправильно меня воспримут». Страх исходит из позиции нашего «Я»: «Может я не прав, может быть люди найдут ошибки у меня, может быть проявятся мои слабости и скрытые ошибки». Такого рода беспокойства о себе порождают страх, но связан он только со своим «Я». Затем приходит страх другого рода: «Может быть здесь мне угрожает физическая опасность. Какие-то люди, не согласные со мной, могут на меня напасть». Возникает много страхов.
Один из важнейших признаков бодхисаттвы и первая ступень бодхисаттвы – это бесстрашие. Оно появляется из истинной веры. Веры во что? Мы обладаем природой будды, каждый обладает природой будды. Здесь на этом месте присутствует Будда, Совершенный, и я живу вместе с этим совершенством, являюсь его частью, как является частью этого совершенства и каждый человек. В таком видении уже присутствует реализация осознания неразрушимого единства.
Осознавать это и видеть так – в этом и заключается вера. Эта вера освобождает нас от страха. Если у нас есть истинная, чистая вера, то она дает нам радость. И с такой радостью мы достигаем бесстрашия. Все это необходимые качества для того, чтобы быть искренним, истинным, говорить правду тем, кого встречаем, всегда и везде. И без всякого страха широко провозглашать эту Сутру, сколько бы людей нас ни окружало.
Для этого Будда советует: «Вы должны войти в обитель Татхагаты, надеть одежды Татхагаты и воссесть на Место Татхагаты». Татхагата – значит высшее существование, совершенное, космическое, абсолютное. И мы входим в обитель, надеваем одежды и садимся на место этого наивысшего и абсолютного. Мы, люди, находимся в середине всего бытия. Есть более низкие и более высокие сферы существования. Мы являемся людьми, потому, что храним заповеди, пять заповедей и десять хороших карм. Сила заповедей привела нас к тому, что мы стали людьми, мы ими стали благодаря силе десяти добрых карм. У нас уже есть хорошая и светлая, не темная карма. По крайней мере, мы взрастили минимальную добрую карму, следовали заповедям не убивать, не воровать, не лгать, не говорить плохое, не иметь злых мыслей. Мы избегали всего этого плохого, и по причине таких добрых деяний стали людьми.
Есть более низкие миры или сферы существования, чем человеческий мир. Это мир асур, сфера постоянной борьбы и соперничества, состязания и зависти. Ниже мира асур – животные. Ими руководят только жадность и желания, они слепо следуют им. У них нет понимания что хорошо, а что плохо, нет понимания плохой и хорошей кармы. Еще ниже – сфера голодных духов. Это мир постоянных страданий, где никогда и ничем не могут удовлетвориться. Если хочется есть, еда превращается в огонь, если хочется пить, вода также становится огнем. Ничего невозможно получить. Все это по причине того, что в прошлых жизнях воровали еду у других людей, крали их вещи, из-за этого в нынешней жизни обретают такую карму. Таков мир голодных духов.
Самый нижний из миров, это ад, где только огонь и кровь, и непрерывные страдания. Все разрушается в этом мире, ломаются кости, вырываются глаза, язык. На месте вырванных глаз возникают новые, которые тут же вырываются снова, кости срастаются, чтобы быть поломанными вновь, и так без остановки подобные мучения продолжаются бесконечно. Жар сжигает вас или замораживает холод, или страшные мечи рассекают на части ваше тело. Все возможные ужасные мучения и боль продолжаются бесконечно. Это ад, куда попадают за то, что забирали жизнь у других.
Мир людей находится выше всех этих страдающих миров, в нем присутствует покой, уважение и гармония. Но в любой момент можно упасть в нижние сферы, точно так же, как и подняться в высшие. Над людьми есть небеса, где живут небесные существа, там нет страданий, только постоянное счастье, ощущение удовольствия, нет чувств неудовлетворения, и там вы получаете все что захотите.
Все это благодаря хорошим делам в прошлых жизнях, помощи другим, когда вы как можно более безупречно совершали добрые дела и поступки. И как следствие, тогда вы обретаете неподвижную стабильность, устойчивое состояние сознания, которое выходит за пределы материи, за пределы самого сознания…
Даже такой очень тонкий мир существует. Там только блаженство, радость и счастье. Это небесный уровень. Есть еще более высокие миры шравак и архатов, пратьекабудд и мир бодхисаттв. Это еще более высокие уровни существования, однако даже они не до конца, не полностью являются высшим существованием, которое на санскрите называется Татхагата.
Будда говорит в этой гатхе: «Вы должны войти в обитель Татхагаты, надеть одежды Татхагаты и воссесть на место Татхагаты». И хотя мы люди, пребывающие в середине существования, но мы будем находиться на высочайшем уровне абсолютного, полного совершенства. Как мы можем войти в это состояние? Великое сострадание и любящая доброта и являются обителью Татхагаты, мягкость, спокойствие и терпение – одежды Татхагаты, постижение истинной природы всего существования, которая есть пустота – место Татхагаты. Это мудрость реальности всего существующего, всей Вселенной. Это пустота, где нет ничего раздельного, нет отдельного независимого существования. Это и есть место или сидение Татхагаты. Благодаря этим качествам вы можете обрести бесстрашие в сегодняшнем мире. Сегодня нам необходимо такое бесстрашие, чтобы противостоять реальным корням зла и корням страдания всего мира в наше время.
Вы думаете, что обретете бесстрашие потому что вы президент самой большой страны? Или имеете кучу ракет и бомб, своим пальцем вы можете нажать красную кнопку и сотни ядерных ракет разрушат весь мир, думаете так можно стать бесстрашным? Нет. Или, к примеру, вы главнокомандующий огромной армии в несколько миллионов человек, и по вашему приказу солдаты могут убивать кого-угодно, станете ли вы тогда бесстрашным? Нет. Или у вас куча денег – миллионы долларов, миллиарды, и из-за денег все будут повиноваться вам, будете ли вы тогда бесстрашными? Нет.
По-настоящему быть бесстрашным сегодня, быть истинным – значит говорить правду, возвещать истину всему миру. И для этого вам необходимы Великое Сострадание и Любящая Доброта, которые присутствуют в сознании всех живых существ. Весь космос, вся вселенная наполнены этим Состраданием и Любящей Добротой Татхагаты, Всевышнего. Он имеет только эти качества, он самый сострадающий. Это существует везде, в сердцах всех живых существ. Мы должны войти в эту обитель.
Также сегодня утром я говорил о терпении и мягкости – это является одеждой Татхагаты, когда вы свободны от любых физических и духовных, эмоциональных обусловленностей.
Подлинное терпение исходит от счастья спокойного исчезновения, которое называется нирваной. Чтобы ни происходило, это не имеет значения, ваше сознание остается спокойным, неподвижным. Когда бодхисаттва обретает все более высокие ступени на Пути, всякий раз он обретает все более высокие, особенные качества терпения. Вначале терпение рождения, затем терпение нерождения, затем терпение Дхармы нерождения. То есть вначале свобода от физической обусловленности, затем, при постижении мудрости, все как сон, нет ничего в реальности существующего, все пусто, благодаря постижению истинной природы вы обретаете терпение нерождения. Но из этого состояния вам предстоит возвратиться в бесконечный мир к живым существам. Таков бесконечный Путь, как бы ни были они далеко, как много бы их не было, вы никогда не устаете, продолжаете… Так обретается терпение Дхармы нерождения. Так бодхисаттва обретает различные уровни терпения.
Будда обрел наивысший уровень терпения – спокойное исчезновение, или нирвану. И мы надеваем эти одежды терпения Будды, терпение нирваны, спокойного исчезновения. Тогда лишь мы становимся по-настоящему мягкими. Благодаря истинному терпению, когда у нас больше нет гордости, гнева и другой ответной реакции на разные обстоятельства. Чтобы ни происходило, вы всегда спокойны как океан, как космос. Такое терпение это терпение Будды. Терпение спокойного исчезновения. Это мы должны одеть как одежду, чтобы быть бесстрашными.
В Сутре говорится: «… Будут люди, которые будут нападать с мечами и палками». Но в Сутре говорится, что вы должны вытерпеть, должны быть по-настоящему терпеливы, и лишь тогда вы увидите истинное тело Совершенного. Совершенного, которого мы не можем увидеть. Мы делаем статуи, изображения, фрески и т.д. В этом проявляется наше вдохновение, устремление, желание увидеть то, что невозможно увидеть, но, тем не менее, мы вдохновляемся, чтобы увидеть это. И тогда создаем различного рода символы. Но Настоящий Он нам не виден. Бесстрашные те, кто в состоянии говорить истину, не взирая на опасность, быть терпеливым. Тогда: «… Ему я покажу мое золотое, сияющее тело». Это тело на самом деле везде, на миллионы километров безграничного пространства простирающегося вокруг, везде тело Будды. «Я проявлю свое тело для тех, кто в спокойных местах читает эту Сутру».
Сутра это не книга, не буквы на бумаге. Что мы видим, это только матричное воплощение. Настоящая Сутра это вся информация Космоса, Вселенной – вот что такое Сутра. Внутри нашего сознания существуют миллионы сутр. Также в одном атоме материи бесчисленные сутры. Из этой безграничной Вселенной мы можем вбирать в себя бесчисленные сутры. Повсюду присутствуют сутры. И наивысшая Сутра также невидима. Но если вы в спокойном месте: «… Я появлюсь перед тем человеком и буду учить его, если он забудет какую-нибудь фразу, я напомню ее ему». И не только в спокойных местах. Везде невидимые существа драконы, боги, земные духи, всевозможные духи, все они придут, будут следовать за вами, чтобы услышать Истинную Дхарму. Из ничего вы получите бесчисленные учения. Сутра это не книга, это информация, наивысшая информация. Из нашего сознания, из каждого атома. И высшее Учение мы также услышим: «Я покажу мое тело и буду учить». Тогда все невидимые духи и существа соберутся чтобы слушать Дхарму.
В древние времена были святые, которые могли помнить тысячи стихов народного эпоса. Сутры которые у нас хранятся, такие же. Но в древние времена не было книг. Великие ученики Будды помнили все, не было книг, не было письменности, все было в памяти. В древние времена был такой высокий уровень духовной силы. Многие народы Евразии чтили людей хранящих, помнящих всю историю своего народа. Американские индейцы также чтят своих старейшин, которые могут часами и даже сутками напролет воспевать историю, эпос своего народа. Одного из таких людей я встретил на Алтае. Ему было около 80 лет, он мог петь в течение недели стихи, повествующие о древних делах и истории народа. Они передавали эти знания из поколения в поколение. В современном мире таких людей осталось очень мало. Сейчас все верят в буквы. Но в древние времена букв не было, но люди все помнили; такие способности были у них.
Мы также учимся воспринимать такую информацию прямо от священного духа всего существования, когда мы достигаем этих качеств бесстрашия и истинности, пребываем в обители Татхагаты, одеваем его одежды и садимся не его место. Таково обещание Будды.
Сегодня нужны такие качества, чтобы перед лицом зла и опасности в этом мире открыто возвещать истину правду. Невидимый мир будет защищать и вести такого человека, а также передавать ему Истинное Учение. Мы должны учиться таким образом. Быть спокойным в одиночестве, и тогда вы должны обретать беспредельную информацию.
Сегодня все сидят за компьютерами и используют клавиши, желают что-то узнать, изучить что-то. Ничего вы не получите из компьютера. И хотя в нем миллионы и миллионы слов, знаков и букв, но из него вы никогда не получите настоящую информацию Истины. Это похоже на горизонтальную бесконечную плоскость, которая не проникает в глубь, у которой нет вертикальной составляющей.
Чтобы по-настоящему учиться мудрости, нам нужны такие качества: великое сострадание, терпение и мудрость пустоты существования, истинной природы вселенной.
Нитирэн вложил всю эту информацию в произнесение одной фразы Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё. Мы только произносим Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё постоянно, но оно включает в себя всю космическую информацию, безграничное количество информации и учений, миллиарды сутр, которые могут появиться из нашего сознания, из каждого атома, весь космос, все в целом содержится в Наму-Мё-Хо-Рэн-Гэ-Кё. Это целостность. Важно при этом хранить самое высшее и целиком, как единое целое. Целостность очень важна.
Наш Великий Учитель Нитирэн, живший 700 лет назад, Учитель практики Лотосовой Сутры, на примере своей жизни показал истинное бесстрашие. Нитирэн предсказывал: «Япония будет разрушена, люди будут убивать друг-друга, а затем монголы нападут и разрушат Японию». Нитирэн был один. Никто не хотел слушать то, что он говорил. «Наша страна столкнулась с великой опасностью и может быть разрушена. Само небо подает знаки что это случится. Что-то неправильно у людей в этой стране. Что неправильно? Вера неправильна». Людям не нравится слушать такие слова: «Твоя вера неправильна». Вера это зеркало сознания людей. И если вера неправильна, тогда все становится неправильным. И тогда само небо – покажет что-то неправильно. Покажет в виде катастроф, природных бедствий, эпидемий, авиакатастроф, землетрясений, голода, всевозможных ужасных несчастий, которые начинают появляться в стране. Это все уже показывает, что вера людей в этой стране неправильная.
Нитирэн говорил: «То, чему мы следуем – неправильно, наша вера неправильна, если мы не исправимся, то страну постигнет окончательное разрушение».
Кому нравится слушать такие слова? И чем более люди верующие, тем меньше таким людям нравится слушать такие слова. Но Нитирэн действовал так не потому, что желал создать свою конфессию. Он просто хотел призвать следовать тому, что является правильным, правильным Путем. В противном случае окончательная катастрофа постигнет страну. Без настоящего сострадания и бесстрашия никто не способен возвещать такое.
С чем столкнулся Нитирэн как только он стал увещевать страну о предстоящих опасностях? Сотни солдат пришли и сожгли его дом. Правительство арестовало его, посадило в тюрьму, отправило в ссылку. Ночью в пути на дороге он, вместе с учениками, попал в засаду, и многие его последователи были убиты. В конце концов, его арестовали, чтобы тайно казнить. Все его ученики были уже в тюрьме, они и их семьи подверглись тотальным репрессиям. Но никто не смог убить Нитирэна, в самые опасные моменты его жизни, всегда чудесные силы защищали его.
Но не только это. То о чем он предупреждал, в конце концов оказалось правдой. Сотни тысяч монгол напали на Японию. Никогда за всю ее историю не появлялся такой сильный враг, никогда такая большая сила не угрожала Японии.
Все о чем Нитирэн предупреждал, сбылось. Он был сослан в ссылку на далекий северный остров. Но всю свою жизнь он показывал истинное терпение, выдержку и бесстрашие, и это говорит о том, что он искренне честно хотел спасти свою страну.
Вот пример бесстрашия. Сегодня еще более ужасная опасность и зло угрожают всему миру. И потому мы также должны учиться такому терпению и бесстрашию истинной искренности. Как нам спасти этот мир, который гибнет в тотальной войне и насилии? Вот о чем, на самом деле глава Учитель Дхармы говорит нам.