Единственная и главная цель
нашей практики
( вечером 30 сентября 2004
года, Тянь-шаньское Место Пути, Киргизия)
К счастью, у нас есть такое чудесное Место
Пути в горах Тянь-Шаня. И находится оно в самом сердце Евразии, посреди четырех
сторон света этого обширного континента. Кроме того, этот регион в историческом
плане сыграл важнейшую роль в передаче Учения Будды с запада, из Индии, через
Центральную Азии в Китай, и даже на
Дальний Восток.
Сейчас у меня здесь очень спокойное время для чтения, изучения и размышлений после путешествий и трудной работы. Я пробуду здесь еще две недели или около того. Это очень ценное недолгое время, чтобы глубоко обо всем подумать и подготовиться к дальнейшей важной работе.
Каждому, кто здесь сейчас
находится, также стоит воспользоваться таким удачным случаем и этим чудесным
местом для углубления и укрепления своей веры и своих знаний, а также смысла
практики Лотосовой Сутры в этом веке. После того, как я уеду отсюда, каждому из
вас предстоит продолжать свою практику самостоятельно. И где бы вы ни были, в
каком бы направлении вы ни отправились, в каком бы месте ни решили
практиковать, всегда для вас будет важным иметь глубокие корни веры и знаний
относительно значения практики Лотосовой Сутры в наше время.
С тех пор как я приехал и
стал жить в бывшем Советском Союзе 12 или более лет тому назад, произошли
неожиданные политические перемены. Эти перемены очень особенные в современной
истории. Их называют «окончанием холодной войны», распадом Советского Союза и
социалистического блока. Вследствие этих перемен появились новые государства,
свободные от советской идеологии, исчезла сама эта идеология, развалилась
прежняя политическая система.
В то же время, никому не
ясно к чему мы идем и каким будет будущее всего мира. Еще никто, ни один лидер
не может сказать, каким должен быть этот мир в будущем. У Запада, Европы свои
идеи, у Америки – свои, у постсоветской России свои соображения, у нового Китая
– свои. И возникает множество конфликтов между различными малыми и большими
странами, особенно в исламском мире и на Ближнем Востоке. Здесь, в Центральной
Азии, также никто не знает, каким будет ее действительное будущее. Таким
образом, наступает очень важный исторический момент.
Все думают, что можно
создать страну, построить государственность на основе какой-то идеологии.
Выбирают ту или иную систему, либо это демократия с рыночной экономикой, либо
государства на основе религиозного самоотождествления, как это в исламских
странах, затем развивают экономику, технологии, принимают конституцию. Но
выходит, что нет у людей одного общего ясного будущего. Их постоянно разделяет
либо идеология, либо система, либо религия, традиция, история, либо
национальность. И никто сегодня не знает, каким должен быть весь мир, все
человечество в целом, его будущее. И как прийти к истинному настоящему миру,
преодолеть разделения и конфликты. Нет еще одного общего пути. Именно по этой
причине ситуация все ухудшается, все углубляются конфликты и кризис. Испытание
для всех нас уже началось и происходит, история бросает нам самый серьезный
вызов.
Все это стало происходить
как раз в то время, когда Лотосовая Сутра впервые пришла в Советский Союз. И в
Европе все те перемены начались, когда пришла туда практика Лотосовой Сутры. Благодаря
этой практике закончилась «холодная война» – то, чего никто не ожидал. Америка
и Советский Союз находились в постоянной конфронтации, и в любое мгновение
могла начаться ядерная война, либо очередное столкновение в локальном
конфликте, как это было в Корее, Вьетнаме, Афганистане, на Ближнем Востоке. Тем
временем, Европа оставалась глубоко разделенной на социалистический и
капиталистический блоки. Никто не думал, что это вдруг и так скоро закончится,
что распадется внезапно Советский Союз. Тем не менее, противоречия и смятение
не исчезли, а стали лишь углубляться.
Во времена таких
политических перемен появилась наша Сангха и стала распространяться практика
Лотосовой Сутры. Я также, насколько мог широко странствовал, бил в барабан,
встречался с людьми. И в каждом важном месте, и в каждый критический момент
этой новейшей истории звучали удары в барабаны: во время августовского путча, в
каждый раз во времена опасных противостояний в Москве, с самого начала войны в
Чечне.
В то же время
я приезжал в Центральную Азию. Но я не стремился здесь проповедовать, а
просто жил здесь и сам практиковал, ничему особенному не учил. Одновременно с
ухудшением ситуации и увеличением всего негативного и опасного в бывшем
Советском Союзе, для меня стала закрываться
возможность посещать Россию, а теперь уже Украину и Казахстан. Странным
образом, только у меня отняли такую возможность приезжать в эти страны.
Действительно, чем более углубляется практика, тем больше проявляется мара во
всей своей мощи.
Но мы не можем просто взять
и отступить. Если меня не пускают куда-то, то неужели это значит, что нужно
остановить нашу практику в том месте и все оставить? Например, в Харькове было
разрушено и исчезло Место Пути, но должна ли исчезнуть там наша практика? Если из-за того, что я не могу больше
приезжать в Россию и в Украину, там прекратится наша практика, то, несомненно,
это будет большой радостью для мары, его большой победой. Что произойдет вслед
за этим? Начнется глобальная война, мир постигнет настоящая катастрофа.
Для
мары это серьезная и решающая битва с целью не дать последней и наивысшей
Дхарме широко распространиться по Джамбудвипе. Мы должны быть готовы к такому
значению этой практики. Для чего должна появиться эта Дхарма? С какой целью мы
ее практикуем? Ради какой цели мы должны посвятить всю свою жизнь как
бодхисаттвы, хранящие эту Сутру в этом мире в наше время? – Чтобы широко
распространять эту Чудесную Дхарму. Это завещал нам Будда, и об этом все
пророчества Лотосовой Сутры.
Никогда еще в человеческой
истории не наступало время для исполнения таких великих важнейших пророчеств.
Многие религии так же учат различным пророчествам, предсказывают конец света,
армагедон, приход на землю Мессии или второе пришествие Христа. Но во всем этом
нет полной ясности и простой логики. В наивысшей мудрости просветления Будды
дано истинное пророчество, у которого есть все основания, ясны причины и
следствия, показаны корни и плоды. В нем нет никакой тайны. Но исходит оно от
очень ясной наивысшей мудрости Будды, которой обладают только Будда и будды.
Конечно, в это труднее всего поверить, это труднее всего понять.
Эта Чудесность, эта Великая
Чудесная Дхарма специально должна появиться в наше время. Но до того как она
появится, произойдут великие перемены, большие катастрофы. Появляется много
несчастий и Зла, перед тем как, в конце
концов, зародится Великое Добро. Всему предшествуют свои знаки.
Сегодня мир продолжает
переживать важнейший период своей истории. И всего лишь несколько человек в
такое время посреди всех этих перемен
хранят и практикуют эту Сутру – это мы с вами здесь сейчас. Останетесь ли вы на
этом месте, или уедите отсюда, вам нужно хорошо себя подготовить к такому
настоящему смыслу практики Лотосовой Сутры. В этом состоит ответственность
каждого из нас. Мы не практикуем, чтобы просто сидеть в комфортном месте, мы не
делаем этого, чтобы стать известными, мы не посвящаем свою жизнь созданию
красивых храмов. Мы не желаем ничего этого. Но благодаря силе хранения Лотосовой Сутры, благодаря
божественным силам всех будд, глубочайшей Истиной и Мудростью всей вселенной мы
хотим преодолеть и устранить самый тяжелый кризис и катастрофу, которые вскоре
постигнут этот мир. Это невозможно исполнить без обретения той мудрости, без
проявления тех божественных сил.
С такой целью каждому из вас
следует практиковать, с такой целью совершенствовать себя, постоянно учиться,
углублять корни своей веры, накапливать знания, развивать в себе силы. В
противном случае вам не удастся хранить. Многие люди говорят, что им нравится
практиковать Лотосовую Сутру, что начинают понимать ее смысл, но когда
наступает такой самый важный момент и когда меня нет рядом, забывают, в чем
цель Учения Лотосовой Сутры и что значит ее хранить. Это не для
самоудовлетворения, это не какое то популярное движение, это не какая-то
религиозная пропаганда. Благодаря своему хранению Лотосовой Сутры спасти этот
мир во времена самых тяжелых для него испытаний, принести на землю истинный мир
– в этом состоит наша практика, и с такой целью ее труднее всего хранить.
Такое спокойное время на
этом Тянь-шаньском Месте Пути является, тем не менее, важным для нас периодом подготовки к дальнейшим шагам в
практике. В данный момент мы спокойно здесь живем все вместе, но это важное
время, которое определяет, как и где каждый из вас дальше будете практиковать.
Но практиковать для чего? – Ради той одной единственной и главной цели. Если у
вас нет этой цели, то практиковать не имеет смысла. Те, кто не смог продолжать
практиковать, не смогли увидеть эту ясную и высокую цель. Они просто использовали
практику для своих индивидуальных целей, по своим личным мотивам, и забыли,
ради какой цели Будда завещал нам Лотосовую Сутру в этом веке. И в чем цель
нашей жизни бодхисаттв. Если не
задумываться об этом глубоко и не видеть ясно перед собой эту цель, то
невозможно продолжать практику Лотосовой Сутры.
Уже сейчас вам нужно начать
готовиться к тому, куда дальше
направиться и где проводить семидневную декабрьскую практику, а так же в чем
будет заключаться ваша собственная ответственность в этой части света, в вашей
стране. Нас всего один, два, несколько человек. И Будда говорил, что количество
тех, кто станет хранить эту Истинную Дхарму в этом веке, будет как песчинок,
которых можно поместить на ногте пальца, а всех других как песчинок в огромной
реке Ганг. Лишь немногие будут в состоянии в наше время хранить это до конца,
остальных же, кто не в состоянии это делать, будет как песчинок в океане, -
Будда это предвидел и сказал об этом перед своим уходом из мира в
Махапаринирвана Сутре. Будем ли мы такими редкими песчинками или же станем как
те, которых много в океане? Кто тогда действительно сможет избавить сегодня
человечества от опасностей, которые уже над ним нависли, если эта Дхарма не
проявится в этом мире.
В такое непродолжительное
спокойное время как раз полезно глубоко размышлять, погружаться в глубокие
значения нашей практики и серьезно себя к ней готовить.