ОТЗЫВ
ТАТЬЯНЫ ПЕТРОВНЫ ГРИГОРЬЕВОЙ
Выход книги Александра
Николаевича Игнатовича "Школа Нитирэн" (М., 2002) событие не только
научного, но и нравственного значения. Фигура Нитирэна (1222-1282) - "самой
харизматической личности в истории японского буддизма", - по признанию
автора, - воплощает дух эпохи. Глубокая вера, что "Сутра о Цветке Лотоса
Чудесной Дхармы", последнее слово Будды, отражающее суть его Учения – идею
всеобщего спасения, избавит страну от напастей, обрушившихся на нее в век
"конца Закона", и он, "подвижник Сутры", поможет своему и
другим народам обрести спокойствие. 06 этом Нитирэн объявил уже в раннем трактате
"Рассуждения об установлении справедливости и спокойствия в стране" и
остался верен своему призванию до конца жизни, несмотря на опалу и ссылки. Мыслитель такого масштаба всегда выходит за национальные
рамки. Собственно, каждая религия переживает те же фазы: истинного Учения, его
Подобия, формализации и Конца, когда поведение священнослужителей расходится с
принципами Учения. В такие моменты и появляются личности (вроде Лютера),
способные восстановить Истину, готовые жертвовать своей жизнью во имя
осуществления ниспосланной идеи. Они пролагают новое русло, чтобы очистив источник,
вернуться к изначальному. Эти реформаторы наделены сверхчеловеческой силой,
оттого проложенное ими русло не высыхает со временем. (И в нынешней Японии
последователей школы Нитирэна более 6 мл.).
Невозможно
не сказать о подвиге самого исследователя и переводчика трактатов, которые
настолько насыщены историческими реминисценциями и ссылками на буддийские
тексты, что потребовали многолетнего труда, осознания самой логики прецедента:
аргументом служит то, что имело место в прошлом, не только Японии, но и Китая. Отсюда
столь обширный комментарий, представляющий сам по себе научную ценность. А если
учесть, в каких неблагоприятных условиях приходилось работать автору, - он
выпадал из шеренги, но продолжал делать свое дело почти в одиночку, - не говоря
о житейском неустройстве: получил квартиру незадолго до смерти. Слава Богу,
дожил до выхода прекрасного издания "Сутры о Цветке Лотоса Чудесной Дхармы"
(М., 1998), но не дожил до выхода этой книги. Японские ученые, буддисты оценили
его труд и выразили свою благодарность. Достопочтенный Тэрасава Дэюнсэй
"Памяти Доктора Л.Н. Игнатовича" посвятил лекции "Учение
Нитирэна для нашего века", которые предваряют книгу. В своих лекциях в
краткой форме он изложил суть Учения - Истинной Дхармы, которая едина для всех
живых существ, пребывая в недрах сознания. Будда и есть наше сознание, и если
оно затемнено, то повергает человечество в ужас. Загрязненное сознание творит
войны, адскую жизнь;
пробужденное - поднимает
человека до Будды, избавляет от насилия в любой форме. Он с благодарностью
вспоминает своего Учителя Нитидацу Фудзии, который в 1930 побывал в Индии и
встречался с Махатмой Ганди, с которым их роднила вера в истинность Пути
ненасилия, в "изначальное равенство и единство всех религий, всех людей,
всех живых существ". В этом, по мнению проповедника Истинного Закона –
Тэрасавы Дзюнсэя - Путь к преодолению столкновения цивилизаций в XXI веке: "главное,
чего не хватает сегодня современному миру – изначально духовного Пути".
Жить по правде, жить по вере, следуя духовным заповедям предков - разве не
могут люди освоить эту Истину? Вот почему представленная трудами русского
ученого и японских подвижников книга имеет не только научное, но и нравственное
значение. Каково Учение, таковы и плоды, а чувство благодарности есть признак истинного
человека, озабоченного достойной жизнью всех людей.
20.2.2003. Т.П.Григорьева, главный научный сотрудник Института Востоковедения РАН, профессор, доктор филологических наук, автор книги «Дао и Логос»