ЖИЗНЬ ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ
Дзюнсэй Тэрасава-сёнин. В
Новый век без войн и насилия. Проповеди буддийского монаха, странствующего по
Евразии с молитвой за мир. “Махасангха “Ниппондзан Мёходзи” — ООО “Лебедь”,
Донецк, 2001 г., 512 с.
Если о христианстве и исламе в России и
других странах СНГ ежегодно издаются десятки книг общими тиражами в сотни тысяч
экземпляров, то литературы по буддизму на порядок меньше. Из духовных текстов,
опубликованных в последние 10 лет, наиболее известна “Алмазная Сутра”, изданная
малым тиражом в Улан-Удэ. Там же вышли сочинения Судзуки, Догэна и некоторых
других современных учителей, принадлежащих к дзен-буддизму, ламаизму и
эзотерическому тибетскому буддизму. Бурятскими издателями напечатаны и
некоторые памятники Хинаяны, в частности, “Тхамапада” (сборник изречений
Шакьямуни) и “Джатаки” (сказания о перерождениях Сидхартхи Гаутамы).
Махаянская и хинаянская литература
издаётся и в новых духовных центрах буддизма, каковые с некоторых пор возникли
в Москве и Санкт-Петербурге. В 1998 г. в северной столице вышел “Трактат о
пробуждении веры в Махаяну” Ашвагоши, переведённый Е. Торчиновым с ханьского
языка. Значительным событием в духовной жизни российской Сангхи стала
публикация “Лотосовой Сутры” (перевод с японского А. Н. Игнатовича, Москва,
“Ладомир”, 1999 г.). Эта книга оказалась не только бесценным источником
поучений Шакьямуни для русских буддистов, не знающих японского. Данное издание
стало универсальным средством их общения с их корейскими, китайскими и
вьетнамскими единоверцами, не владеющими русской религиозно-философской
терминологией. Большая заслуга в публикации этой книги принадлежит всемирно
известному миротворцу Дзюнсэю Тэрасаве-сёнину, монаху-бхикшу из Махасангхи
“Ниппондзан Мёходзи”. Этот замечательный человек принёс учение Лотосовой Сутры
во многие страны Евразии, в т. ч. и в СССР.
В нашей стране Дзюнсэй-сан начал свою
миссию с того, что подарил Горбачёву сосуд из драгоценного камня с величайшей
для буддистов святыней — шарирой (частицей праха Шакьямуни). Советский Союз от
распада эта реликвия (как, впрочем, и молитвы верующих других исповеданий) не
спасла, но идея служения Сутре Цветка Лотоса Чудесной Дхармы на Горе
Восходящего Солнца (так с японского переводится название ордена, в котором
состоит Тэрасава) нашла последователей почти во всех обломках бывшей
сверхдержавы. Наиболее крупными и значительными стали сангхи в Москве и Украине
— самых важных и самых древних частях некогда единого государства. Эти общины
приняли в свой состав всех, кто, видя зло и разрушение, несомые политиками,
назвавшими себя “демократами”, вставал на путь мирного гражданского
неповиновения. А таких в России и Украине становится всё больше и больше.
За 9 с небольшим лет обе сангхи весьма
энергично выступали против всех агрессивных действий российских и украинских
властей, пытаясь остановить все политические кризисы, возникавшие в этих
государствах с календарной частотой. Особенно активно борются бхикшу и упасаки
Махасангхи против чеченских войн. Но режим, установившийся в России после
государственного переворота 1993 г., весьма мало заботится о поддержании
демократического имиджа, что проявляется в ужесточении действий как
исполнительной, так и законодательной властей. Наблюдается это и в такой
деликатной сфере, как духовная свобода личности. Демократичный Закон “О свободе
вероисповедания” 1990 г. был в 1997 г. заменён ксенофобским и дискриминационным
Законом “О свободе совести и религиозных объединениях”. Московская сангха
“Ниппондзан Мёходзи” перерегистрацию пройти не смогла.
Но идея Лотосовой Сутры не оставила
территорию бывшей советской империи. Великое дело проповеди ненасилия (ахимса)
и совершения практики установления справедливости и спокойствия (риссё-ангоку)
продолжили украинские буддисты. Именно им удалось выпустить книгу своего
учителя, ставшую своеобразным отчётом Махасангхи обо всех добрых делах,
совершённых ей за 12 лет служения Тэрасавы как в горячих точках бывшего Союза,
так и в других областях Евразии, в которые пришли страх и насилие.
В соответствии с буддийской традицией,
книга посвящена основателю ордена Нитидацу Фудзии-сёнину, всемирно известному
японскому миротворцу, сумевшему осуществить духовное завещание великих учителей
Средневековья, мечтавших вернуть Учение Лотосовой Сутры на её историческую
родину – Индию. Это было им реализовано ровно 70 лет назад, в 1931 г. Но
Нитидацу-сан не ограничил свою миссию Индией. После победы единственной за всю
историю человечества мирной антиколониальной революции Махатмы Ганди, Фудзии
понёс огонь своей веры в Великий Путь Дхармы дальше на Запад. Именно так, “по
солнцу”, заповедал распространять учение Махаяны один из величайших её учителей
Нитирэн-дайсёнин: “Дхарма страны Восходящего Солнца возвратится в страну
Лунного Рода” (“ Кангё-Хатиман-сё”, декабрь 1280 г., ашрам Куон-дзи на горе
Минобу).
Тэрасава, как истинный ученик Фудзии и
достойный наследник Нитирэна, продолжает своё служение через горстку оставшихся
ему верных учеников, издавших его замечательные проповеди. Несмотря на все
политические преграды и бытовые трудности, эти бхикшу мужественно продолжают
свою миссию. Услышав однажды зов Будды и став шраманерами - “вышедшими из
дома”, они продолжают нести Учение Шакьямуни всему человечеству, следуя примеру
Самого Сидхартхи Гаутамы, однажды столь же страстно возжелавшего уничтожить все
страдания и спасти всё человечество. Именно этому посвящена последняя, пятая
глава книги Тэрасавы, названная “Ищущим Путь”. Но стать на путь бодхисаттвы,
прочтя лишь её, невозможно. Без искоренения идей зла и насилия в себе и
окружающих, без непрерывной и деятельной борьбы со злыми духами войны и
убийства ни один шравака нирваны не достигнет. Даже, если он пострижен в
бхикшу, посвящён в ламы и непрерывно совершает дхьяну-медитацию в самом, что ни
на есть глухом тибетском ашраме. “Вера без добрых дел мертва” — учил в 50-х
годах I в. прихожан Иерусалимской церкви её первый епископ
(Иаков, гл. 2). Именно совершению добрых дел и посвящены первые 4 главы книги
Тэрасавы. Как мудрый педагог, он сочетает обучение теории Махаяны, основы
которой изложены в его проповедях, с практикой миротворчества, закрепляющей в
головах своих новых русских и украинских учеников всю полноту Учения Будды.
Проповеди, включённые в первую главу под
названием “Создание новой свободной от насилия глобальной культуры
человечества”, прочитаны Тэрасавой в Москве, Днепропетровске, Севастополе,
Харькове и Запорожье и изложены в интервью российским и украинским
телекомпаниям. Все они наполнены горечью от уведенного японцем моря людских
страданий вследствие совершаемого безответственными политиками беззакония.
Дзюнсэй-сан не делает разницы между горем народов России и Ирака, Чечни и
Югославии, объясняя своим слушателям, как через противостояние мира и войны
идёт невидимая духовная брань между Буддой и Марой.
Вторая глава под названием “Деяния,
посвящённые новому тысячелетию” рассказывает о Великом Марше Мира по Евразии.
Тэрасава с учениками провёл его с июня 1998 г. по февраль 1999 г. Взяв старт в
Ясной Поляне, в усадьбе выдающегося русского гуманиста, признанного некоторыми
махаянскими орденами бодхисаттвой, этот марш через Кавказ и Среднюю Азию дошёл
до родины Будды - деревеньки Капилавасту недалеко от непальского буддийского
центра Лумбини. Этот трудный многомесячный переход через десяток суверенных
государств Евразии был попыткой возродить традицию духовных путешествий
отшельников древности по Великому шёлковому пути. Необходимость в нём была
вызвана началом ядерных стрельб в Индии и Пакистане, кощунственно назначенном
на день рождения Сидхартхи Гаутамы – полнолуние 4-го лунного месяца Весак,
примерно совпадающего с маем григорианского календаря. Несмотря на все
трудности, марш прошёл успешно, а его участники получили неизгладимые духовные
впечатления, вдохновившие их на новые духовные подвиги миротворцев.
Нужда в таких подвигах нисколько не
уменьшилась: в России начиналась вторая чеченская война. Ей, проклятой, и
посвящена третья глава, названная “Противостояние мировому насилию” и включающая
в себя речи и проповеди Тэрасавы против этой войны, произнесённые им в разные
годы. Многие из этих речей были произнесены сэнсеем во время Марша Материнского
Сострадания, который по его предложению весной 1995 г. совершили активистки из
Комитета солдатских матерей и другие миротворцы-правозащитники. Но, как и
предыдущие акции Махасангхи, направленные на умиротворение народов СССР и
России в 1991 – 1993 гг., этот марш не
смог победить зло, обуявшее сердца современных людей.
Однако, мудрый, добрый, смелый и терпеливый
человек, продолжатель дела Будды Никогда Не Презирающего, не отчаялся, не
пустил в своё сердце демонов-мар и продолжил свою многотрудную работу
миротворца, пытаясь воскресить и актуализировать буддийские духовные традиции
некоторых коренных народов России. Этому посвящена четвёртая глава книги,
названная “История и возрождение духовной культуры Евразии”. Читая проповеди
Дзюнсэя-сан, произнесённые им на священной алтайской горе Белуха, начинаешь
понимать, что потеряло человечество, пойдя путём глобализации экономики и
политики. Тэрасава, со всей своей добротой и гуманностью, гневно критикует
империализм, душащий в народах всё духовное и навязывающий им бессмысленную и
бесчеловечную погоню за прибылью. Эта тема – тема борьбы за освобождение каждого
человека от пут зла и за соединение с добром, ключевая тема любой религии,
является лейтмотивом всей книги. И потому её прочтение принесёт пользу не
только русским последователям Будды, но и всем жителям нашей многострадальной
Родины.
Андрей Семёнов,
религиовед, член Союза православных журналистов России.