ЖИЗНЬ ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ

 

Дзюнсэй Тэрасава-сёнин. В Новый век без войн и насилия. Проповеди буддийского монаха, странствующего по Евразии с молитвой за мир. “Махасангха “Ниппондзан Мёходзи” — ООО “Лебедь”, Донецк, 2001 г., 512 с.

      Если о христианстве и исламе в России и других странах СНГ ежегодно издаются десятки книг общими тиражами в сотни тысяч экземпляров, то литературы по буддизму на порядок меньше. Из духовных текстов, опубликованных в последние 10 лет, наиболее известна “Алмазная Сутра”, изданная малым тиражом в Улан-Удэ. Там же вышли сочинения Судзуки, Догэна и некоторых других современных учителей, принадлежащих к дзен-буддизму, ламаизму и эзотерическому тибетскому буддизму. Бурятскими издателями напечатаны и некоторые памятники Хинаяны, в частности, “Тхамапада” (сборник изречений Шакьямуни) и “Джатаки” (сказания о перерождениях Сидхартхи Гаутамы).

      Махаянская и хинаянская литература издаётся и в новых духовных центрах буддизма, каковые с некоторых пор возникли в Москве и Санкт-Петербурге. В 1998 г. в северной столице вышел “Трактат о пробуждении веры в Махаяну” Ашвагоши, переведённый Е. Торчиновым с ханьского языка. Значительным событием в духовной жизни российской Сангхи стала публикация “Лотосовой Сутры” (перевод с японского А. Н. Игнатовича, Москва, “Ладомир”, 1999 г.). Эта книга оказалась не только бесценным источником поучений Шакьямуни для русских буддистов, не знающих японского. Данное издание стало универсальным средством их общения с их корейскими, китайскими и вьетнамскими единоверцами, не владеющими русской религиозно-философской терминологией. Большая заслуга в публикации этой книги принадлежит всемирно известному миротворцу Дзюнсэю Тэрасаве-сёнину, монаху-бхикшу из Махасангхи “Ниппондзан Мёходзи”. Этот замечательный человек принёс учение Лотосовой Сутры во многие страны Евразии, в т. ч. и в СССР.

     В нашей стране Дзюнсэй-сан начал свою миссию с того, что подарил Горбачёву сосуд из драгоценного камня с величайшей для буддистов святыней — шарирой (частицей праха Шакьямуни). Советский Союз от распада эта реликвия (как, впрочем, и молитвы верующих других исповеданий) не спасла, но идея служения Сутре Цветка Лотоса Чудесной Дхармы на Горе Восходящего Солнца (так с японского переводится название ордена, в котором состоит Тэрасава) нашла последователей почти во всех обломках бывшей сверхдержавы. Наиболее крупными и значительными стали сангхи в Москве и Украине — самых важных и самых древних частях некогда единого государства. Эти общины приняли в свой состав всех, кто, видя зло и разрушение, несомые политиками, назвавшими себя “демократами”, вставал на путь мирного гражданского неповиновения. А таких в России и Украине становится всё больше и больше.

     За 9 с небольшим лет обе сангхи весьма энергично выступали против всех агрессивных действий российских и украинских властей, пытаясь остановить все политические кризисы, возникавшие в этих государствах с календарной частотой. Особенно активно борются бхикшу и упасаки Махасангхи против чеченских войн. Но режим, установившийся в России после государственного переворота 1993 г., весьма мало заботится о поддержании демократического имиджа, что проявляется в ужесточении действий как исполнительной, так и законодательной властей. Наблюдается это и в такой деликатной сфере, как духовная свобода личности. Демократичный Закон “О свободе вероисповедания” 1990 г. был в 1997 г. заменён ксенофобским и дискриминационным Законом “О свободе совести и религиозных объединениях”. Московская сангха “Ниппондзан Мёходзи” перерегистрацию пройти не смогла.

     Но идея Лотосовой Сутры не оставила территорию бывшей советской империи. Великое дело проповеди ненасилия (ахимса) и совершения практики установления справедливости и спокойствия (риссё-ангоку) продолжили украинские буддисты. Именно им удалось выпустить книгу своего учителя, ставшую своеобразным отчётом Махасангхи обо всех добрых делах, совершённых ей за 12 лет служения Тэрасавы как в горячих точках бывшего Союза, так и в других областях Евразии, в которые пришли страх и насилие.

    В соответствии с буддийской традицией, книга посвящена основателю ордена Нитидацу Фудзии-сёнину, всемирно известному японскому миротворцу, сумевшему осуществить духовное завещание великих учителей Средневековья, мечтавших вернуть Учение Лотосовой Сутры на её историческую родину – Индию. Это было им реализовано ровно 70 лет назад, в 1931 г. Но Нитидацу-сан не ограничил свою миссию Индией. После победы единственной за всю историю человечества мирной антиколониальной революции Махатмы Ганди, Фудзии понёс огонь своей веры в Великий Путь Дхармы дальше на Запад. Именно так, “по солнцу”, заповедал распространять учение Махаяны один из величайших её учителей Нитирэн-дайсёнин: “Дхарма страны Восходящего Солнца возвратится в страну Лунного Рода” (“ Кангё-Хатиман-сё”, декабрь 1280 г., ашрам Куон-дзи на горе Минобу).

    Тэрасава, как истинный ученик Фудзии и достойный наследник Нитирэна, продолжает своё служение через горстку оставшихся ему верных учеников, издавших его замечательные проповеди. Несмотря на все политические преграды и бытовые трудности, эти бхикшу мужественно продолжают свою миссию. Услышав однажды зов Будды и став шраманерами - “вышедшими из дома”, они продолжают нести Учение Шакьямуни всему человечеству, следуя примеру Самого Сидхартхи Гаутамы, однажды столь же страстно возжелавшего уничтожить все страдания и спасти всё человечество. Именно этому посвящена последняя, пятая глава книги Тэрасавы, названная “Ищущим Путь”. Но стать на путь бодхисаттвы, прочтя лишь её, невозможно. Без искоренения идей зла и насилия в себе и окружающих, без непрерывной и деятельной борьбы со злыми духами войны и убийства ни один шравака нирваны не достигнет. Даже, если он пострижен в бхикшу, посвящён в ламы и непрерывно совершает дхьяну-медитацию в самом, что ни на есть глухом тибетском ашраме. “Вера без добрых дел мертва” — учил в 50-х годах I в. прихожан Иерусалимской церкви её первый епископ (Иаков, гл. 2). Именно совершению добрых дел и посвящены первые 4 главы книги Тэрасавы. Как мудрый педагог, он сочетает обучение теории Махаяны, основы которой изложены в его проповедях, с практикой миротворчества, закрепляющей в головах своих новых русских и украинских учеников всю полноту Учения Будды.

     Проповеди, включённые в первую главу под названием “Создание новой свободной от насилия глобальной культуры человечества”, прочитаны Тэрасавой в Москве, Днепропетровске, Севастополе, Харькове и Запорожье и изложены в интервью российским и украинским телекомпаниям. Все они наполнены горечью от уведенного японцем моря людских страданий вследствие совершаемого безответственными политиками беззакония. Дзюнсэй-сан не делает разницы между горем народов России и Ирака, Чечни и Югославии, объясняя своим слушателям, как через противостояние мира и войны идёт невидимая духовная брань между Буддой и Марой.

     Вторая глава под названием “Деяния, посвящённые новому тысячелетию” рассказывает о Великом Марше Мира по Евразии. Тэрасава с учениками провёл его с июня 1998 г. по февраль 1999 г. Взяв старт в Ясной Поляне, в усадьбе выдающегося русского гуманиста, признанного некоторыми махаянскими орденами бодхисаттвой, этот марш через Кавказ и Среднюю Азию дошёл до родины Будды - деревеньки Капилавасту недалеко от непальского буддийского центра Лумбини. Этот трудный многомесячный переход через десяток суверенных государств Евразии был попыткой возродить традицию духовных путешествий отшельников древности по Великому шёлковому пути. Необходимость в нём была вызвана началом ядерных стрельб в Индии и Пакистане, кощунственно назначенном на день рождения Сидхартхи Гаутамы – полнолуние 4-го лунного месяца Весак, примерно совпадающего с маем григорианского календаря. Несмотря на все трудности, марш прошёл успешно, а его участники получили неизгладимые духовные впечатления, вдохновившие их на новые духовные подвиги миротворцев.

     Нужда в таких подвигах нисколько не уменьшилась: в России начиналась вторая чеченская война. Ей, проклятой, и посвящена третья глава, названная “Противостояние мировому насилию” и включающая в себя речи и проповеди Тэрасавы против этой войны, произнесённые им в разные годы. Многие из этих речей были произнесены сэнсеем во время Марша Материнского Сострадания, который по его предложению весной 1995 г. совершили активистки из Комитета солдатских матерей и другие миротворцы-правозащитники. Но, как и предыдущие акции Махасангхи, направленные на умиротворение народов СССР и России в 1991  – 1993 гг., этот марш не смог победить зло, обуявшее сердца современных людей.

    Однако, мудрый, добрый, смелый и терпеливый человек, продолжатель дела Будды Никогда Не Презирающего, не отчаялся, не пустил в своё сердце демонов-мар и продолжил свою многотрудную работу миротворца, пытаясь воскресить и актуализировать буддийские духовные традиции некоторых коренных народов России. Этому посвящена четвёртая глава книги, названная “История и возрождение духовной культуры Евразии”. Читая проповеди Дзюнсэя-сан, произнесённые им на священной алтайской горе Белуха, начинаешь понимать, что потеряло человечество, пойдя путём глобализации экономики и политики. Тэрасава, со всей своей добротой и гуманностью, гневно критикует империализм, душащий в народах всё духовное и навязывающий им бессмысленную и бесчеловечную погоню за прибылью. Эта тема – тема борьбы за освобождение каждого человека от пут зла и за соединение с добром, ключевая тема любой религии, является лейтмотивом всей книги. И потому её прочтение принесёт пользу не только русским последователям Будды, но и всем жителям нашей многострадальной Родины.

 

 

 

 

Андрей Семёнов,

 

религиовед, член Союза православных журналистов России.

Hosted by uCoz